Покажите мне Москву, москвичи. (leonovvaleri) wrote,
Покажите мне Москву, москвичи.
leonovvaleri

Канализационный люк «Народного комиссариата путей сообщения»



Народный комиссар путей сообщения РСФСР с ноября 1917 по июль 1923 года. В 1918 году в структуре НКПС была организована структура для оказания железным дорогам услуг связи для организации перевозок.

НКПС СССР или Народный комиссариат путей сообщения СССР управлял деятельностью железнодорожного и других видов транспорта Советского Союза в 1923-1946 годах. В 1946 году НКПС СССР преобразован в МПС СССР (Министерство путей сообщения СССР).

В 1830 году была установлена эмблема ведомства путей сообщения - скрещёные «топор и якорь» или по терминологии того времени «топор и кошка». Железных дорог тогда еще не было, а в путевое хозяйство входило речное сообщение, его обозначал якорь, и мостовое хозяйство, его обозначал топор. Царскосельская железная дорога, первая железная дорога в России, была построена в 1836-1837 годах. Эмблема «топор и якорь» просуществовала до 1932 года. Сто шестьдесят лет!

Первый круглый люк находится на пересечении улиц Воронцово Поле и Земляной Вал.



Этот на Земляном Валу, прямо напротив Торгового Центра «Атриум». У троллейбусной остановки.



Люк из коллекции музея Московской железной дороги. На табличке написано, - Крышка от люка технологического колодца с изображением технического знака железнодорожников в виде якоря и топора. Знак относился ко всем видам транспорта. В 1932 году приказом НКПС технический знак для железнодорожников был заменен знаком, состоящим из скрещеных гаечного (французского) ключа и молотка. 1932 год.



Садовая-Черногрязская улица дом 3.



Тула. Московский вокзал.



Новая Басманная улица дом 10, - со строны железной дороги.



Садовая-Черногрязская улица дом 11-13. Год постройки 1929. Там три штуки, - этот круглый и еще два бочкообразных с вертикальным рисунком. Изображение на этом люке инверсно по сравнению с двумя предыдущими вариантами и ещё отсутствует одна из полосок-окружностей, - будем считать вариантом № 3.



Угол Гиляровского и Трифоновской.



А этот на Павелецкой площади дом 2, прямо перед магазином «Сигары». Бочкообразный люк с горизонтально изображенными топором и кошкой, - вариант № 4. Определенно железнодорожная составляющая в расположении люков присутствует. А вот надпись «СССР 1932 Э.Т.Р.З. Н-ДНЕПРОВСК» мало что дает в понимании имени производителя люка кроме того, что он сделан в Нижнеднепровске в 1932 году.



Краснопрудная улица дом 22-24.



Ольховская улица между домами 23 и 25.



Новая Басманная улица дом 14.



Садовая-Черногрязская улица дом 11-13. Бочкообразный люк с горизонтально изображенными топором и кошкой, с инверсным изображением и без надписи производителя и года производства, - вариант № 5.



Садовая-Черногрязская улица дом 11-13.



Улица Ткацкая дом 34.

Господа! Иногда смотрите под ноги!
Tags: догостовский люк, инженерия, канализационный люк, не москва, связь, тула
Subscribe

Posts from This Journal “догостовский люк” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments