Покажите мне Москву, москвичи. (leonovvaleri) wrote,
Покажите мне Москву, москвичи.
leonovvaleri

Нивелирная марка «Заведующего сводом нивеллировок при министерстве путей сообщения»



Санкт-Петербург. Московский вокзал.

P.S. В поисках ответа на вопрос, - что это за нивелировка, - я обратился к кандидату технических наук Владиславу Анатольевичу Васенину, - автору статьи «Исследование городской нивелирной сети для оценки длительных осадок исторической застройки Санкт-Петербурга», - с просьбой помочь атрибутировать марку.

Вот, что сказал Владислав Анатольевич, - если я не ошибаюсь, то это марка нивелировки профессора Витрама 1892 года. Сеть марок была установлена на зданиях вокзалов. Это марка №3 - как я понимаю, Московский вокзал. Цель нивелировки - связь города с Кронштадским футштоком. К ней была выполнена привязка городской нивелировки капитана Савицкого (1872-1876 гг.). Таким образом, это была главная городская марка. Цель нивелировки Савицкого - разработка первого проекта канализации СПб. Привязка инженерно-геологических скважин для проекта канализации. Проект разработан английским инженером Линдлеем (не был реализован).

Огромное спасибо Владиславу Анатольевичу за консультацию!

В РНБ есть две книги Федора Федоровича Витрама, - которые могли бы пролить свет на эту историю, - «Нивеллировка между Кронштадтом и С.-Петербургом в 1892 году» и «Нивеллировка 1907 года между Балтийским, Варшавским, Царскосельским и Николаевским вокзалами в С.-Петербурге и определение падения Обводного канала».

detali.spb поделился своим конспектом работы «Нивеллировка 1907 г. Между Балтийским, Варшавским, Царскосельским и Николаевским вокзалами в С.-Петербурге и определение падения Обводного канала», - за что ему преогромное спасибо, - привожу конспект полностью, - Летом 1906 г. Заведующим работами по составлению свода нивелировок и гипсометрических работ при Министерстве Путей Сообщения, генерал-майором Ю.М. Шокальским была проеизведена точная нивелировка между всеми вокзалами С.-Петербурга, лежащими на левом берегу Невы, чтобы получить возможность привести в одну систему и отнести к одному и тому же уровню все нивелировочные работы по линиям железных дорог, исходящих из С.-Петербурга. Для этой цели были ещё в 1906 г. исполнены некоторые подготовительные работы. Так например, были установлены марки №6 на здании нового Царскосельского вокзала и №7 на устое моста на 3-й версте Царскосельской дороги, на пересечении её с ветвью, соединяющей Варшавский вокзал с Николаевским. Также летом 1906 г. была уже произведена другим лицом нивелировка между этими марками. Затем была заложена весной 1907 г.: марка №3, на здании Николаевского вокзала, марка №5 на Варшавском вокзале. Марка №3 заложена во дворе Николаевского вокзала, на стороне отправления поездов, в цоколь фундамента. Это было необходимо, так как корпус прибытия, на стене которого находится с 1873 г. марка №1 Главного Штаба будет в скором времени сломан и перестроен.

Связь этих марок между собой и с исходной маркой на Балтийском вокзале, абсолютная высота которой известна, вот главная задача, которая летом 1907 г. по предложению Ю.М. Шокальского была выполнена под моим руководством и непосредственном содействии прикомандированными к Николаевской Главной Астрономической Обсерватории кап.-лейтенантом А.С. Полушкиным и капитанами А.Н. Максимовичем и И.В. Волковым.

Определение падения как реки Б. Невы так и Обводного канала, а также других каналов С.-Петербурга было уже в 1872 г. предметом особого исследования М.А. Савицкого, полученого попутно при общей нивелировке города и опубликованного вместе с описанием этой работы в отдельной брошюре: «Записка об исследованиях относительно местности города С.-Петербурга» СПб. 1882. …теперь исчезли, по истечении 35 лет, вероятно не мало из заложенных тогда реперов и специально вблизи истока и устья Обводного канала мог быть разыскан только один и то расшатавшийся репер 1872 г. Укрепление точно определённых реперов как у истока так и устья Обводного канала явилось поэтому необходимостью.

…наиточнейшая связь футштока с материком была получена только в 1892 г., когда по инициативе А.А. Тилло автором настоящей статьи при содействии геодезиста капитана (ныне генерал-майора) Н.О. Щеткина, была произведена геометрическая нивелировка, прямо из середины между Кронштадтским и Ораниенбауским берегом, а также точная нивелировка вдоль железной дороги до Балтийского вокзала в С.-Петербурге… Результатами этой работы мы здесь и воспользуемся для вывода абсолютной высоты над средним уровнем моря марки на Балтийском вокзале, исходного пункта для нивелировки 1907 г.

Нивелировка была начата 19 июня по окончании исследований инструмента и реек. Вследствие отдалённости места жительства наблюдателей и прислуги число рабочих часов было ограничено, а также громадное движение на вокзалах, по железным дорогам и некоторым улицам помешали быстрому окончанию работы, так что для нивелирования всего около 30 километров потребовалось 8 дней.

Как уже сказано марки были заложены ещё весной и отчасти в 1906 г. на Варшавском (№5) и Николаевском (№3) вокзалах, а также на пересечении Царскосельской жел. дор. соединительной ветвью. Чтобы по возможности обеспечить основную марку на Балтийском вокзале нами была заложена вблизи её, на каменной семафорной будке Балтийского вокзала, марка №16. Такая же марка также была заложена на здании столярной мастерской Калинкинского пивоваренного завода, вблизи Гутуевского моста. Эти марки, полученные мной от Ю.М. Шокальского, состоят из массивного чугунного кружка, 6 дюймов в диаметре, снабжённого отлитым вместе с кружком чугунным металлическим хвостом, которым марка укрепляется цементом в каменной стене. Марка носит на лицевой стороне надпись:: «Нивеллировка заведующего сводом нивелировок при Минист. Пут. Сообщ». и номер. В центре кружка высверлено тонкое отверстие, где вспомогательная рейка в 1 метр длинной может быть подвешена с помощью штифта, проткнутого через штрих 100 с.м. деления её.

Главным результатом нашей небольшой работы следует считать факт, что теперь на всех больших железнодорожных линиях, исходящих из С.-Петербурга, имеются реперы, высоты которых по возможности точно отнесены к одному и тому же уровню.

Tags: инженерия, не москва, нивелирная марка, спб, таблички
Subscribe

Posts from This Journal “таблички” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments