Покажите мне Москву, москвичи. (leonovvaleri) wrote,
Покажите мне Москву, москвичи.
leonovvaleri

«Всевидящее Око Господне» на иконе Архангела Гавриила

И вольных каменщиков знаки вновь проступают на стене, - Владислав Фелицианович Ходасевич.



«Всевидящее Око Господне» на иконе Архангела Гавриила в храме Архангела Гавриила в Гавриловой патриаршей слободе на Чистых прудах. Икона крайняя справа в нижнем «чину».



На иконах архангел Гавриил часто изображён с цветущей райской ветвью или лилией. Также встречаются изображения со сферическим зеркалом в руке, а порой со свечой внутри светильника. Здесь святой Архангел Гавриил, - со светильником в правой руке и ветвью в левой, - про «Всевидящее Око Господне», - вообще нигде ни слова.



Современное здание храма было построено в 1704-1707 годах по заказу ближайшего сподвижника и фаворита Петра I Александра Даниловича Меньшикова. Архитектор Иван Петрович Зарудный, - правда упоминается ещё ряд соавторов, - Доменико Трезини, Г. Пандо, Б. Скала, - и скульпторы Д. и Ж. Фонтана, Г. Квадро. Храм стал самым высоким зданием Москвы и получил за это название «Меншикова башня».

Как утверждает Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия», - в 1723 году храм горел, - и только через пол столетия обгоревшее и заброшенное здание было восстановлено и отреставрировано масоном Гаврилой Захаровичем Измайловым, - и с 1773 года использовалось для масонских собраний. Восстановлен как храм в 1863 году. Тогда же по распоряжению Святителя Филарета, - митрополита Московского, - со стен храма были стерты многочисленные масонские символы и изречения.

Интересно, - что же там было, - если Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, - распорядился убрать часть масонских символов со стен храма, - а ведь Дроздов и сам был масоном, - что не помешало РПЦ в 1994 году его канонизировать.

Леонид Мацих в цикле радиопередач «Братья» на «Эхо Москвы», - одну из передач цикла, - «Филарет Дроздов - канонизированный масон» полностью посвятил митрополиту Филарету. Мацих говорит, - что Филарет состоял в трёх ложах - «Соединённых друзей», «Умирающий сфинкс» и «Полярная звезда».

Андрей Иванович Серков в энциклопедическом словаре «Русское масонство 1731- 2000 годов» говорит, - что Василий Михайлович Дроздов, - митрополит Филарет, - возможно посещал ложу «Умирающий сфинкс».

Алексей Феофилактович Писемский в романе «Масоны», - а роман впервые напечатан в журнале «Огонек» за 1880 год, - характеризует храм как масонский, - церковь эта очень известная в Москве; ее строил еще Меншиков, и она до сих пор называется башнею Меншикова... Потом она сгорела от грома, стояла запустелою, пока не подцепили ее эти, знаете, масоны, которые сделали из нее какой-то костел.

...храм Архангела Гавриила, который действительно своими колоннами, выступами, вазами, стоявшими у подножия верхнего яруса, напоминал скорее башню, чем православную церковь, - на куполе его, впрочем, высился крест; наружные стены храма были покрыты лепными изображениями с таковыми же лепными надписями на славянском языке: с западной стороны, например, под щитом, изображающим благовещение, значилось: «Дом мой - дом молитвы»; над дверями храма вокруг спасителева венца виднелось: «Аз есмь путь и истина и живот»; около дверей, ведущих в храм, шли надписи: «Господи, возлюблю благолепие дому твоего и место селения славы твоея». «Аз же множеством милости твоея вниду в дом твой, поклонюся храму святому твоему во страсе твоем»; на паперти надписи гласили с левой стороны: «Путь заповедей твоих текох, егда расширил еси сердце мое»; с правой: «Законоположи мне, господи, путь оправданий твоих и взыщи их вину».




Надпись над входом Дом мой - дом молитвы, - Евангелие по Матфею. И тамплиерский крест над надписью.



Надписи Господи, возлюблю благолепие дому твоего и место селения славы твоея и Аз же множеством милости твоея вниду в дом твой, поклонюся храму святому твоему во страсе твоем вокруг дверей храма.

Но даже и то, - что осталось после филаретовской «зачистки», - весьма занятно с точки зрения символики. Но, - фокус в том, - что аллегорию нельзя расшифровать, - её можно или растолковать, или интерпретировать, - согласно своего ума и разумения.



Тамплиерские кресты на дверях храма.



Две (sic!) архиерейские митры.



Опять, - две архиерейские митры и два херувима. Количество изображений херувимов на храме Архангела Гавриила на Чистых прудах просто зашкаливает.

Херувим был поставлен Богом, чтобы охранять путь к дереву жизни, - И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни, - Книга Бытия 3.24.

Очень оригинальны толкования Книги Бытия самого Святителя Филарета (Дроздова), - имя Херувима происходит от רב - много и נכר - ведал и означает существо, одаренное обширным ведением.

Там же есть мысль Дионисия Ареопагита, что название херувимы есть «обилие познания» или «излияние мудрости».

Приблизительно о том же говорит и преподобный Максим Исповедник, - Херувим переводится 
как полнота знания, - благодаря знанию в нас вселяется
 влечение к Богу.

Вывод напрашивается сам собой, - херувимы ребята хорошо подкованные и заняты охраной весьма серьезного и ответственного объекта.











«Сидящий на херувимах», - так Бог упоминается в Ветхом Завете.

Слева миртовая ветвь, - а справа, - дубовая. Интересно, - что они символизируют в православии?

И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, седящего на херувимах; а при ковчеге завета Божия были и два сына Илиевы, Офни и Финеес, - 1-я книга Царств 4.4.

И встал и пошел Давид и весь народ, бывший с ним из Ваала Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах, - 2-я книга Царств 6.2.

И молился Езекия пред лицем Господним и говорил: Господи Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю, - 4-я книга Царств 19.15.

Господи Саваоф, Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю, - Книга пророка Исаии 37.16.



Как хорошо видно на фотографии 1910 года, - лепнина на храме Архангела Гавриила в Гавриловой патриаршей слободе историческая, - по крайней мере на начало 20-го века лепнина существовала практически именно в том виде как и сегодня. Фотограф Николай Евгеньевич Лансере, - фотография с oldmos.ru



Аз есмь путь и истина и живот, - Евангелие от Иоанна, глава 14:6

Не оставляю надежды когда-нибудь прочитать все надписи на храме, - ибо информации, что написано в книгах и свитках, - которые держат в своих руках херувимы, - вообще нигде нет.

И ещё, - Наташа, - огромное спасибо тебе за неоценимую помощь в распознавании церковнославянских текстов и их атрибутировании.









Близок Господь всем призывающим его, всем призывающим его во истине, - Псалтирь. Псалом 144:18, - на книге.

Радуйтеся Богу, Помощнику нашему, воскликните Богу Иаковлю, - Псалтирь. Псалом 80:2, - на свитке.





Яко Бог Велий Господь, и Царь Велий по всей земли, - Псалтирь. Псалом 94:3.





Предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему, - Псалтирь. Псалом 94:2, - на левой странице.

Воскликните Богу (вся земля) воспойте, и радуйтесь, и пойте! - Псалтирь. Псалом 97:4, - на правой странице.





Коль возлюблена селения твоя, Господи Сил. Желает и скончавается душа моя во дворы Господни, - Псалтирь. Псалом 83:2,3. - на книге и на свитке.





Великолепие славы святыни Твоея возглаголют и чудеса Твоя поведят, - Псалтирь. Псалом 144:5, - слева.

Славу царствия Твоего рекут и силу Твою возглаголют, Псалтирь. Псалом 144:11, - справа.





Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время, - Псалтирь. Псалом 103:27.





Радуйся, Бога невместимаго вместилище; радуйся, честнаго таинства двери, - Акафист Пресвятой Богородице: Икос 8.





Радуйся, селение Бога и Слова; радуйся, святая святых большая, - Акафист Пресвятой Богородице, Икос 12, - на свитке. Что написано на книге, - пока не разобрать.





Буди имя Господне благословенно отныне и до века, - Псалтирь. Псалом 112:2.





Будет имя его благословенно вовек, - Псалтирь. Псалом 71:17.





Слава и богатство в дому его правда его пребывает в век века, - Псалтирь. Псалом 111:3.





Близ Господь всем призывающым Его, всем призывающым Его во истине: волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я, - Псалтирь. Псалом 114:18,19, - на книге.

Благословите, Ангели Господни, Небеса Господня, Господа, пойте и превозносите Его во веки, - Праздничные песни Священного Писания, - на свитке.



Херувимы с чашей и светильниками с фасада храма.







Се жертва тайная, совершённая, дориносится, - из великопостных песнопений.





Пришед звезда, ста верху идеже бе Отроча, - Евангелие от Матфея 2:9.

На рельефе изображен обряд проскомидии, - от греческого προσκομίζω - приношу, - это первая часть литургии Иоанна Златоуста. Литургия состоит из трех частей - проскомидии, на которой готовится вещество для жертвоприношения, - литургии оглашенных, на которой верующие готовятся к совершению таинства, - а также литургии верных, то есть самого таинства.

Проскомидия совершается священником на жертвеннике и выглядит следующим образом: изъятие копием Святого Агнца из первой просфоры; поставление Агнца на дискосе и наполнение потира вином с водою; изъятие частиц из прочих четырёх просфор и размещение их на дискосе; поставление звездицы над дискосом; покрытие дискоса и потира покровами; каждение приготовленных Агнца и частиц; чтение молитвы о принятии Святых Даров. Соединение всех частиц вокруг Агнца на дискосе символизирует Церковь, глава которой Иисус Христос.

Звездица, - символизирует Вифлеемскую звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, - а диксос, - символизирует Вифлеемские ясли.





Сия есть чаша - Новый Завет, - Евангелие от Луки 22:20.

Во время проскомидии вино вливают в потир, в воспоминание того, что, когда Господь Иисус Христос находился на кресте, один из воинов копьем пронзил Ему ребро, и из пронзённого ребра истекли кровь и вода.

А буковки IXС, - думаю, - сокращение от Ихтис, - Ίχθύς - рыба, - древнего акронима имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ίησοὺς Χριστὸς Θεoς ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Божий Сын Спаситель).

Удивительно похожий символ встретился в инстаграме.





Сей есть хлеб, сходящий с небеси, - Евангелие от Иоанна Ин.6:48.













На юго-восточной стене храма, - которая смотрит на Архангельский переулок, - изображён святой Архангел Гавриил с цветущей райской ветвью или лилией.



На северо-западной стене храма изображен святой Архангел Михаил с копьем в правой руке.





Tags: всевидящее око, две колонны, масонская символика, митра, митрополит филарет, тамплиерский крест, херувимы, христианская символика
Subscribe

Posts from This Journal “всевидящее око” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments