Покажите мне Москву, москвичи. (leonovvaleri) wrote,
Покажите мне Москву, москвичи.
leonovvaleri

Category:

«Всевидящее Око Господне» на иконе Архангела Гавриила

И вольных каменщиков знаки вновь проступают на стене, - Владислав Фелицианович Ходасевич.



«Всевидящее Око Господне» на иконе Архангела Гавриила в храме Архангела Гавриила в Гавриловой патриаршей слободе на Чистых прудах. Икона крайняя справа в нижнем «чину».



На иконах архангел Гавриил часто изображён с цветущей райской ветвью или лилией. Также встречаются изображения со сферическим зеркалом в руке, а порой со свечой внутри светильника. Здесь святой Архангел Гавриил, - со светильником в правой руке и ветвью в левой, - про «Всевидящее Око Господне», - вообще нигде ни слова.



Современное здание храма было построено в 1704-1707 годах по заказу ближайшего сподвижника и фаворита Петра I Александра Даниловича Меньшикова. Архитектор Иван Петрович Зарудный, - правда упоминается ещё ряд соавторов, - Доменико Трезини, Г. Пандо, Б. Скала, - и скульпторы Д. и Ж. Фонтана, Г. Квадро. Храм стал самым высоким зданием Москвы и получил за это название «Меншикова башня».

Как утверждает Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия», - в 1723 году храм горел, - и только через пол столетия обгоревшее и заброшенное здание было восстановлено и отреставрировано масоном Гаврилой Захаровичем Измайловым, - и с 1773 года использовалось для масонских собраний. Восстановлен как храм в 1863 году. Тогда же по распоряжению Святителя Филарета, - митрополита Московского, - со стен храма были стерты многочисленные масонские символы и изречения.

Интересно, - что же там было, - если Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, - распорядился убрать часть масонских символов со стен храма, - а ведь Дроздов и сам был масоном, - что не помешало РПЦ в 1994 году его канонизировать.

Леонид Мацих в цикле радиопередач «Братья» на «Эхо Москвы», - одну из передач цикла, - «Филарет Дроздов - канонизированный масон» полностью посвятил митрополиту Филарету. Мацих говорит, - что Филарет состоял в трёх ложах - «Соединённых друзей», «Умирающий сфинкс» и «Полярная звезда».

Андрей Иванович Серков в энциклопедическом словаре «Русское масонство 1731- 2000 годов» говорит, - что Василий Михайлович Дроздов, - митрополит Филарет, - возможно посещал ложу «Умирающий сфинкс».

Алексей Феофилактович Писемский в романе «Масоны», - а роман впервые напечатан в журнале «Огонек» за 1880 год, - характеризует храм как масонский, - церковь эта очень известная в Москве; ее строил еще Меншиков, и она до сих пор называется башнею Меншикова... Потом она сгорела от грома, стояла запустелою, пока не подцепили ее эти, знаете, масоны, которые сделали из нее какой-то костел.

...храм Архангела Гавриила, который действительно своими колоннами, выступами, вазами, стоявшими у подножия верхнего яруса, напоминал скорее башню, чем православную церковь, - на куполе его, впрочем, высился крест; наружные стены храма были покрыты лепными изображениями с таковыми же лепными надписями на славянском языке: с западной стороны, например, под щитом, изображающим благовещение, значилось: «Дом мой - дом молитвы»; над дверями храма вокруг спасителева венца виднелось: «Аз есмь путь и истина и живот»; около дверей, ведущих в храм, шли надписи: «Господи, возлюблю благолепие дому твоего и место селения славы твоея». «Аз же множеством милости твоея вниду в дом твой, поклонюся храму святому твоему во страсе твоем»; на паперти надписи гласили с левой стороны: «Путь заповедей твоих текох, егда расширил еси сердце мое»; с правой: «Законоположи мне, господи, путь оправданий твоих и взыщи их вину».


Ниже, - вырезка из журнала «Строитель» за 1905 год.










Надпись над входом Дом мой - дом молитвы, - Евангелие по Матфею. И тамплиерский крест над надписью.



Надписи Господи, возлюблю благолепие дому твоего и место селения славы твоея и Аз же множеством милости твоея вниду в дом твой, поклонюся храму святому твоему во страсе твоем вокруг дверей храма.

Но даже и то, - что осталось после филаретовской «зачистки», - весьма занятно с точки зрения символики. Но, - фокус в том, - что аллегорию нельзя расшифровать, - её можно или растолковать, или интерпретировать, - согласно своего ума и разумения.



Тамплиерские кресты на дверях храма.



Две (sic!) архиерейские митры.



Опять, - две архиерейские митры и два херувима. Количество изображений херувимов на храме Архангела Гавриила на Чистых прудах просто зашкаливает.

Херувим был поставлен Богом, чтобы охранять путь к дереву жизни, - И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни, - Книга Бытия 3.24.

Очень оригинальны толкования Книги Бытия самого Святителя Филарета (Дроздова), - имя Херувима происходит от רב - много и נכר - ведал и означает существо, одаренное обширным ведением.

Там же есть мысль Дионисия Ареопагита, что название херувимы есть «обилие познания» или «излияние мудрости».

Приблизительно о том же говорит и преподобный Максим Исповедник, - Херувим переводится 
как полнота знания, - благодаря знанию в нас вселяется
 влечение к Богу.

Вывод напрашивается сам собой, - херувимы ребята хорошо подкованные и заняты охраной весьма серьезного и ответственного объекта.











«Сидящий на херувимах», - так Бог упоминается в Ветхом Завете.

Слева миртовая ветвь, - а справа, - дубовая. Интересно, - что они символизируют в православии?

И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, седящего на херувимах; а при ковчеге завета Божия были и два сына Илиевы, Офни и Финеес, - 1-я книга Царств 4.4.

И встал и пошел Давид и весь народ, бывший с ним из Ваала Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах, - 2-я книга Царств 6.2.

И молился Езекия пред лицем Господним и говорил: Господи Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю, - 4-я книга Царств 19.15.

Господи Саваоф, Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю, - Книга пророка Исаии 37.16.



Как хорошо видно на фотографии 1910 года, - лепнина на храме Архангела Гавриила в Гавриловой патриаршей слободе историческая, - по крайней мере на начало 20-го века лепнина существовала практически именно в том виде как и сегодня. Фотограф Николай Евгеньевич Лансере, - фотография с oldmos.ru



Аз есмь путь и истина и живот, - Евангелие от Иоанна, глава 14:6

Не оставляю надежды когда-нибудь прочитать все надписи на храме, - ибо информации, что написано в книгах и свитках, - которые держат в своих руках херувимы, - вообще нигде нет.

И ещё, - Наташа, - огромное спасибо тебе за неоценимую помощь в распознавании церковнославянских текстов и их атрибутировании.









Близок Господь всем призывающим его, всем призывающим его во истине, - Псалтирь. Псалом 144:18, - на книге.

Радуйтеся Богу, Помощнику нашему, воскликните Богу Иаковлю, - Псалтирь. Псалом 80:2, - на свитке.





Яко Бог Велий Господь, и Царь Велий по всей земли, - Псалтирь. Псалом 94:3.





Предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему, - Псалтирь. Псалом 94:2, - на левой странице.

Воскликните Богу (вся земля) воспойте, и радуйтесь, и пойте! - Псалтирь. Псалом 97:4, - на правой странице.





Коль возлюблена селения твоя, Господи Сил. Желает и скончавается душа моя во дворы Господни, - Псалтирь. Псалом 83:2,3. - на книге и на свитке.





Великолепие славы святыни Твоея возглаголют и чудеса Твоя поведят, - Псалтирь. Псалом 144:5, - слева.

Славу царствия Твоего рекут и силу Твою возглаголют, Псалтирь. Псалом 144:11, - справа.





Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время, - Псалтирь. Псалом 103:27.





Радуйся, Бога невместимаго вместилище; радуйся, честнаго таинства двери, - Акафист Пресвятой Богородице: Икос 8.





Радуйся, селение Бога и Слова; радуйся, святая святых большая, - Акафист Пресвятой Богородице, Икос 12, - на свитке. Что написано на книге, - пока не разобрать.





Буди имя Господне благословенно отныне и до века, - Псалтирь. Псалом 112:2.





Будет имя его благословенно вовек, - Псалтирь. Псалом 71:17.





Слава и богатство в дому его правда его пребывает в век века, - Псалтирь. Псалом 111:3.





Близ Господь всем призывающым Его, всем призывающым Его во истине: волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я, - Псалтирь. Псалом 114:18,19, - на книге.

Благословите, Ангели Господни, Небеса Господня, Господа, пойте и превозносите Его во веки, - Праздничные песни Священного Писания, - на свитке.



Херувимы с чашей и светильниками с фасада храма.







Се жертва тайная, совершённая, дориносится, - из великопостных песнопений.





Пришед звезда, ста верху идеже бе Отроча, - Евангелие от Матфея 2:9.

На рельефе изображен обряд проскомидии, - от греческого προσκομίζω - приношу, - это первая часть литургии Иоанна Златоуста. Литургия состоит из трех частей - проскомидии, на которой готовится вещество для жертвоприношения, - литургии оглашенных, на которой верующие готовятся к совершению таинства, - а также литургии верных, то есть самого таинства.

Проскомидия совершается священником на жертвеннике и выглядит следующим образом: изъятие копием Святого Агнца из первой просфоры; поставление Агнца на дискосе и наполнение потира вином с водою; изъятие частиц из прочих четырёх просфор и размещение их на дискосе; поставление звездицы над дискосом; покрытие дискоса и потира покровами; каждение приготовленных Агнца и частиц; чтение молитвы о принятии Святых Даров. Соединение всех частиц вокруг Агнца на дискосе символизирует Церковь, глава которой Иисус Христос.



Диксос, звездица, лжица и копие, - фотография сделана в Государственном Историческом музее.

Звездица, - символизирует Вифлеемскую звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, - а диксос, - символизирует Вифлеемские ясли.

Диксос - золотое, серебряное или стеклянное блюдо, на которое во время литургии в Православной церкви возлагается часть главной просфоры, которая, согласно вероучению, символизируя святого агнца, пресуществляется в тело Христово при таинстве евхаристии, и частицы из других просфор, вынутые в честь Богоматери, пророков и апостолов, а также в память живых об умерших. Дискос одновременно символизирует ясли, где родился Христос, и гроб, в который было положено его тело после снятия с креста.

На древнейших дискосах изображался крест, Распятие или лик Христа. Наиболее же распространено было изображение святого агнца - жертвенный Младенец в чаше и ангелы с опахалами по сторонам. Иногда фигуры ангелов отсутствовали, а на дискосе XV века из Оружейной палаты Московского Кремля Младенец изображен без чаши; ее заменяет сам дискос. В XVII веке на Руси и на Балканах встречаются дискосы, по форме напоминающие звезды, а у более поздних дискосов появился поддон,
- Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь, М., 1997.

Церковное копие - короткий обоюдоострый нож с лезвием треугольной формы. Копие входит в состав Евхаристического набора. При его помощи над просфорами совершаются действия проскомидии. Для служебных просфор священники обычно пользуются большим и средним копием. Среднее копие еще называют «девятичинным». Малым копием удобно вынимать частицы из малых просфор.



Икона «Се Агнец». Первая треть XVII века. Русский Север. Происходит из города Котлас Архангельской области. Икона сфотографирована в Музее русской иконы.





Сия есть чаша - Новый Завет, - Евангелие от Луки 22:20.

Во время проскомидии вино вливают в потир, в воспоминание того, что, когда Господь Иисус Христос находился на кресте, один из воинов копьем пронзил Ему ребро, и из пронзённого ребра истекли кровь и вода.

А буковки IXС, - думаю, - сокращение от Ихтис, - Ίχθύς - рыба, - древнего акронима имени Иисуса Христа, состоящий из начальных букв слов: Ίησοὺς Χριστὸς Θεoς ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Божий Сын Спаситель).

Удивительно похожий символ встретился в инстаграме.





Сей есть хлеб, сходящий с небеси, - Евангелие от Иоанна Ин.6:48.













На юго-восточной стене храма, - которая смотрит на Архангельский переулок, - изображён святой Архангел Гавриил с цветущей райской ветвью или лилией.



На северо-западной стене храма изображен святой Архангел Михаил с копьем в правой руке.





Tags: всевидящее око, две колонны, иконы, масонская символика, митра, митрополит филарет, тамплиерский крест, херувимы, христианская символика
Subscribe

Posts from This Journal “всевидящее око” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments