Панно изразцовое рельефное полихромное из четырех изразцов «Птица с плодами» из декора колокольни церкви Святых Косьмы и Дамиана в Нижних Садовниках, - 1689 год.
Панно находится в экспозиции «Город чудный, город древний... Искусство русского строителя XIV-XIX веков» в выставочном зале «Атриум» в музее-заповеднике «Коломенское», - впрочем как и все остальные изразцы здесь представленные.
Два точно таких же панно я уже видел в Измайлово, - одно на постоянно действующей выставке «Райский сад в русском искусстве XVII - начала XX века» в Мостовой башне, - второе в экспозиции «Измайлово - царская вотчина».
Изразец рельефный полихромный «Херувим» из церкви Священномученика Ермолая на «Козьем Болоте», - вторая половина XVII века. Размер 52х49 сантиметров. Даже Александр Сергеевич Пушкин называет шестикрылое небесное существо серафимом, - и шестикрылый серафим на перепутье мне явился, - а херувимы двукрылые.
Такой изразец с «Херувимом» я уже видел в Измайлово.
Изразцы с изображением херувима были на московских церквях Ермолая на Садовой, Николы Явленного на Арбате, Троицы в Хохловке, Успения в Гончарах, Николы на Болвановке, соборе и колокольне Николо-Перервинского монастыря и трапезной Свято-Андроньева монастыря.
Фрагмент изразцового фриза из декора Главной аптеки на Красной площади, - конец XVII века.
Панно изразцовое «Евангелист Лука», - конец XVII века. Из храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря в Москве. Мастер Степан Иванов (Полубес).
Рельефы его мастерской с изображением Евангелистов, занимающие особое место в изразцовом декоре XVII века, дошли до наших дней на барабане церкви Успения в Гончарах и колокольне церкви Иоанна Воина на Якоманке в Москве, а также в Солотчинском монастыре под Рязанью. Сохранилось документальное свидетельство об изготовлении Степаном Ивановым изразцов для Солотчинского монастыря, - письмо архимандрита обители, в котором велено купить для монастыря «тридцать херувимов и серафимов самого доброго и чистого мастерства». Такие изразцы нашлись «...в Гончарной слободе только у одного человека дворцовых ценинных дел - у мастера Степана Иванова сына Полубеса».
Изразец фасадный, - 1702 год, - из церкви Архидиакона Стефана на Швивой горке в Заяузье.
Изразец облицовочный рельефный полихромный из церкви Мучеников Адриана и Наталии, что в Мещанской слободе, - 1688 год.
Рельефный многоцветный изразец с изображением «Птицы-девицы», - 80-90-е годы XVII века. Размер 30,4х27,2 сантиметров.
Гамаюн - мифическая райская безногая и бескрылая птица с человеческим лицом, - летающая при помощи хвоста. В XVII-XVIII веках птица Гамаюн часто изображалась на произведениях декоративно-прикладного искусства, утвари, доспехах, пушках и знамёнах.
Фрагмент панно из декора Сухаревой башни, - 1701 год.
Изразцы «муравленые» фасадные, - середина XVII века, - из церкви Троицы в Костроме. Московское производство.
Изразец рельефный полихромный из церкви Николая Чудотворца в Столпах, - 1669 год.
Изразцы фасадные с каноническим изображением Голгофы и восьмиконечного креста, - 1686 год, - из церкви Параскевы Пятницы в Охотном ряду.
Изразцы фасадные, - вторая половина XVII века, - из церкви Троицы в Зубове.
Изразцы рельефные полихромные из декора колокольни церкви Николая Чудотворца Явленного, что на Арбате, - 1680-е годы.
Изразцы керамической надписи с собора Покрова на Рву, - храма Василия Блаженного, - на Красной площади, - 1683 год. Размер изразцов, - 33х26х6 сантиметров.
В 1683 году на соборе Василия Блаженного, построенном за 130 лет до этого, была поставлена летопись о его сооружении, исполненная на 560 изразцах Петром Андреевым, гончаром, и прибитая гвоздями в сквозные отверстия, сделанные в сырой глине еще до обжига. Для защиты гвоздей от коррозии была применена сера.
Надпись была разобрана в XVIII веке. Надпись шла вдоль верхнего белокаменного карниза собора. О её создании сохранился документ, - ...сделана подпись летописная ценинная на образцах, а куплено тое подписи образцов у таглеца у Петрушки Андреева гончара 560 образцов...
Изразцы керамической надписи с колокольни церкви Мучеников Адриана и Наталии, что в Мещанской слободе, - 1688 год.
Надпись относится к разряду храмозданных. Размер изразцов 33,5х25х12,5 сантиметров. Всего сохранилось 86 изразцов надписи, часть которых не подлежит полному восстановлению. Надпись разобрана в 1937 году.
Текст керамической надписи на колокольне церкви Мучеников Адриана и Наталии на 1-й Мещанской улице. Реконструкция С.И.Барановой.
Надпись такая, - лета 7194 году иуния 2 ден с повеления великих государей царей и великих князей Иоана Алексиевича Петра Алексиевича и великие государыни благоверные царевны и великие княжны Софии Алексиевны всея великия и малыя и белыя России самодержцевъ. благословениемъ же в духовномъ чине отца ихъ и богомолца великаго господина святейшаго Кир Иоакима Московского и всея России и всех Северных стран патриарха зачата бысть строити сия церковь святых славных и всехвалных верховных апостолъ Петра и Павла. а совершена в лето 7196 году иуния 24 ден.
Изразцы печные, - XVI-XVIII века.
Камин изразцовый «Микула Селянинович и Вольга». Художник Михаил Александрович Врубель. Мастер Пётр Кузьмич Ваулин. 1898-1899 годы. Гончарная мастерская «Абрамцево» за Бутырской заставой в Москве.
Камин «Микула Селянинович и Вольга», - другое название «Встреча Вольги Станиславовича и Микулы Селяновича», - созданный по мотивам русской былины, представляет собой композицию с изображением сцены встречи двух богатырей, - Вольги-воина и Микулы-пахаря. Камин был выполнен в пяти экземплярах, различных по колористическому решению, некоторым деталям рисунка и декора.
Второй камин находится в Третьяковской галерее, третий в музее декоративно-прикладного и народного искусства, четвертый в доме Бажанова в Санкт-Петербурге на улице Марата, пятый камин в Русском музее в Санкт-Петербурге.