Покажите мне Москву, москвичи. (leonovvaleri) wrote,
Покажите мне Москву, москвичи.
leonovvaleri

Category:

Московские изразцы



Фрагмент гладкого изразца с надписью. Середина XVIII века.

Изразцы из коллекции музея истории Мещанского района «Садовое кольцо» характеризуют основные виды изразцового декора с конца XVI века до начала XX века, и являются важным источником изучения истории быта московского посада.

Терракотовые печные изразцы без обливы, - получивших название по цвету обожженной глины «красные», - стали изготавливать в Московской Руси с конца XVI века. Изразцы были декорированы рельефами, оконтуренными рамкой, с зооморфными и антропоморфными изображениями, - например, - двуглавых орлов, кентавров или батальных сцен, а также растительными орнаментами.

В архитектуре с конца XVI века были широко распространены кровельные керамические покрытия. Это был надежный и недорогой материал. Городчатая поливная черепица зеленого цвета была наиболее распространена с 1630-х по 1680-е годы.

С 1630-х годов в Москве появляются поливные «муравленые» изразцы с прозрачной глазурью зеленого цвета с сюжетами и композициями красных изразцов.

Со второй половины XVII века начинается «золотой век русского изразца», - появляются изразцы с непрозрачными оловянными эмалями белого, желтого, бирюзового, синего цветов и прозрачной глазурью коричневого цвета и новыми композициями рисунков. Данные изменения произошли вследствие исторических событий. Во время русско-польской войны 1654-1667 годов «к Москве» переселились белорусские ремесленники, придерживающиеся новых декоративных тенденций. В Москве существовало два основных центра производства изразцов, - Гончарная и Мещанская слободы.  Мещанская слобода возникла в 1670-1671 годах в связи с царским указом о переселении мещан из других слобод и иноземцев «из-за польско-литовского рубежа».

В начале XVIII века, с указом Петра I в Россию прибыли европейские мастера, и принесли с собой новые европейские традиции декоративной интерьерной керамики. Стали изготовляться гладкие расписные изразцы. В архитектуре полихромная керамика больше не применялась. Из технологии изготовления ушел оттиск рельефа в формах или штампом. На изразцах появился сюжет и комментарий к нему, главным героем становится человек и его душевное состояние. Техника рисунка чаще была достаточно упрощенной.

До 1730-х годов также существуют «гербовые» изразцы, - изделия переходного типа от рельефных полихромных к гладким расписным, - сочетавших рельеф и роспись.

К концу XVIII века многоцветный декор вытесняют белые классицистические рельефы, подражающие мрамору. В росписи массовой более дешевой продукции начинает преобладать синий цвет. Пышная рамка заменяется тонкой каймой, а сюжет - изображением вазы с букетом цветов.

В XIX столетии почти все печи облицовывались белым кафелем. От пышного архитектурного декора происходит переход к более скромной пластической декорации. В XIX веке налаживается фабричное производство изразцов. На изделиях появляются заводские клейма. В России в XIX-XX веках изготавливали изразцы заводы «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова», А.Гусарева, Власова, Аксенова, братьев Аблаженовых и другие. Так же можно встретить изделия иностранных производств. В изделия второй половины - конца XIX века возвращается синяя роспись по белому фону упрощенного характера. Затем из росписи уходит букет и остается одна лишь синяя или коричневая рамка, обрамляющая белый изразец. В конце XIX века появляется интерес к древнерусскому искусству и быту, в связи с чем фасады печей покрывались вязью в неорусском стиле.

В начале XX века утонченные флоральные орнаменты модерна также можно видеть и в декоративной керамике.

Пройдя путь развития от рельефных красноглиняных изразцов с конца XVI века, «муравленых» и рельефных, покрытыми непрозрачными эмалями XVII века, гладких расписных XVIII века, гладких покрытых белой эмалью XIX века, вновь запестривших буйством форм и красок в начале XX века, изразцы были не просто яркой деталью интерьера или архитектурного фасада, а концентрировали на себе внимание таким образом, что печь становилась интерьерообразующим элементов, а постройка - архитектурной доминантой в городской среде.


Аннотация к выставке «Московский изразец» из собрания музея «Садовое кольцо».





Расписной печной изразец, - 30-е - 60-е годы XVIII века.



Расписной печной изразец, - вторая половина XVIII века.





Изразец стеновой угловой гладкий расписной. Вторая половина XIX века.



Расписные изразцы, - завод Гусарева. Середина XIX века.



Глазурованные изразцы, - завод Кузнецова. Вторая половина XIX века.



Изразец стеновой рельефный. Завод «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова». Начало XX века. Размер 21х19х4 сантиметров.
Tags: #изразцы, изразцы, инженерия, керамическая плитка, музей
Subscribe

Posts from This Journal “изразцы” Tag

  • Клеймо на печном изразце Власовы

    Печной изразец с клеймом заводчика, - «Власовы Москва Таганка», - извлечён из печи дома-конторы инженера Владимира Григорьевича Шухова…

  • Клеймо на печном изразце Анисима Ивановича Тябликова

    Фотография клейма на печном изразце производства кирпично-изразцового завода Тябликова сделана в Клинском краеведческом музее. Дом Анисима…

  • Изразцы печные

    Показую тебе место Изразцы сфотографированы в Егорьевском историко-художественном музее, - в художественном отделе. Из этих изразцов сложена…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments