Покажите мне Москву, москвичи. (leonovvaleri) wrote,
Покажите мне Москву, москвичи.
leonovvaleri

Categories:

Обрезание Господне



Икона сфотографирована в музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, - середина-третья четверть XVII века, - сама икона попала в музей из церкви Иоанна Предтечи в Весьегонске Тверской области. Дерево, темпера. 89,5×57,5 см.

По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве, - от Луки святое благовествование глава 2 стих 21.



Ликбез от православного журнала «Фома».



Экспонат выставки «Иконопись Оружейной палаты из чаcтных собраний» в Музее имени Андрея Рублева. Первая четверть XVIII века. Москва, Оружейная палата. Дерево, левкас, темпера, золочение, серебрение. 19,5×15,9 см. Собрание И.В. Антыпко (Москва). По сведениям владельца происходит из Новодевичьего монастыря.

Об обрезании Иисуса Христа упоминает Евангелие от Луки (Лк. 2:21). Этот иудейский обряд, совершается над всеми мальчиками на 8 день от рождения и означает завет, заключенный с Богом Авраамом и его потомками (Быт. 17:10-14; Лев. 12:3). Христиане трактуют его как прообраз крещения (Кол. 2:11) и поэтому не считают его необходимым (Деян.15: 1-32; Гал. 2:3). Праздник Обрезания Господня известен, по крайней мере, с IV века и отмечается на 8 день по Рождеству Христову. В православии праздник отмечается 1 (14) января.

Изображения Обрезания в иконописи достаточно редки. В русском искусстве эта сцена встречается с рубежа XVI - XVII веков в клеймах икон Богоматери Владимирской с праздниками и ликами святых строгановского круга. С середины XVII столетия оно иногда включается в состав праздничных чинов . В ранних памятниках иконография Обрезания следует схеме Сретения. В произведениях на этот сюжет конца XVII–XVIII века иконографическую основу составляют, как правило, западноевропейские гравюры. В данном случае воспроизведена центральная часть гравюры из Евангелия Наталиса (Evangelicae Historiae Imagines. Antwerpen, 1593. Pl. 5), созданной Иеронимом Вириксом по рисунку Бернардино Пассери. Иконописец внес в образец небольшую правку – добавил нимб Иосифу, скорректировал возраст изображенных персонажей. Художник повторил и особенности передачи различных тканей в одеждах - тяжелых, прозрачных, спокойно свисающих, создающих глубокие складки или развивающихся.

Типажи ликов, отличающихся индивидуальной выразительностью, использование в их письме серо-коричневого санкиря и белильных охрений характерны для произведений начала XVIII столетия. На эту датировку указывают и использованные мастером живописные приемы в исполнении одежд. Колористическое решение, а также принципы интерпретации европейской гравюры находят аналогии в иконах из страстного ряда иконостаса московской церкви Введения во храм в Барашах 1713 года.

Икона, вероятно, входила в праздничный ряд небольшого резного иконостаса или была одним из клейм крупноформатной резной рамы с изображениями праздничного цикла.
Tags: иконы, музей, непереходящие праздники, праздники в честь иисуса христа, христианская символика
Subscribe

Posts from This Journal “иконы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments