Икона сфотографирована в музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, - середина-третья четверть XVII века, - сама икона попала в музей из церкви Иоанна Предтечи в Весьегонске Тверской области. Дерево, темпера. 89,5×57,5 см.
По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве, - от Луки святое благовествование глава 2 стих 21.
Ликбез от православного журнала «Фома».
Экспонат выставки «Иконопись Оружейной палаты из чаcтных собраний» в Музее имени Андрея Рублева. Первая четверть XVIII века. Москва, Оружейная палата. Дерево, левкас, темпера, золочение, серебрение. 19,5×15,9 см. Собрание И.В. Антыпко (Москва). По сведениям владельца происходит из Новодевичьего монастыря.
Об обрезании Иисуса Христа упоминает Евангелие от Луки (Лк. 2:21). Этот иудейский обряд, совершается над всеми мальчиками на 8 день от рождения и означает завет, заключенный с Богом Авраамом и его потомками (Быт. 17:10-14; Лев. 12:3). Христиане трактуют его как прообраз крещения (Кол. 2:11) и поэтому не считают его необходимым (Деян.15: 1-32; Гал. 2:3). Праздник Обрезания Господня известен, по крайней мере, с IV века и отмечается на 8 день по Рождеству Христову. В православии праздник отмечается 1 (14) января.
Изображения Обрезания в иконописи достаточно редки. В русском искусстве эта сцена встречается с рубежа XVI - XVII веков в клеймах икон Богоматери Владимирской с праздниками и ликами святых строгановского круга. С середины XVII столетия оно иногда включается в состав праздничных чинов . В ранних памятниках иконография Обрезания следует схеме Сретения. В произведениях на этот сюжет конца XVII–XVIII века иконографическую основу составляют, как правило, западноевропейские гравюры. В данном случае воспроизведена центральная часть гравюры из Евангелия Наталиса (Evangelicae Historiae Imagines. Antwerpen, 1593. Pl. 5), созданной Иеронимом Вириксом по рисунку Бернардино Пассери. Иконописец внес в образец небольшую правку – добавил нимб Иосифу, скорректировал возраст изображенных персонажей. Художник повторил и особенности передачи различных тканей в одеждах - тяжелых, прозрачных, спокойно свисающих, создающих глубокие складки или развивающихся.
Типажи ликов, отличающихся индивидуальной выразительностью, использование в их письме серо-коричневого санкиря и белильных охрений характерны для произведений начала XVIII столетия. На эту датировку указывают и использованные мастером живописные приемы в исполнении одежд. Колористическое решение, а также принципы интерпретации европейской гравюры находят аналогии в иконах из страстного ряда иконостаса московской церкви Введения во храм в Барашах 1713 года.
Икона, вероятно, входила в праздничный ряд небольшого резного иконостаса или была одним из клейм крупноформатной резной рамы с изображениями праздничного цикла.