Покажите мне Москву, москвичи. (leonovvaleri) wrote,
Покажите мне Москву, москвичи.
leonovvaleri

Category:

Сретение Господне

И старец воспринял младенца из рук Марии; и три человека вокруг младенца стояли, как зыбкая рама, в то утро, затеряны в сумраке храма, - Иосиф Бродский «Сретенье».



Сретение Господне. Композиция иконы обычная, - Симеон Богоприимец, стоя на возвышении, принял от Божией Матери Богомладенца; с одной стороны изображен Иосиф обручник, приносящий двух голубей, с другой - Анна Пророчица. Все одежды отличаются своеобразной пробелкой. На фоне две палаты, по средине возвышается киворий над престолом с перекинутым платом. Икона Новгородских писем конца XIV века. Размер иконы: 13х9 вв. Доска сосновая, с одной выемкой и двумя узкими шпонками. Из собрания И. С. Остроумова. Москва. Из книги, - «Выставка древне-русского искусства, устроенная в 1913 году».

А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля, - от Луки святое благовествование,  глава 2 стихи 22-32.

В православии празднуют Сретение 2 (15) февраля по юлианскому календарю. «Сретение» в переводе с церковнославянского - «встреча».



Праздник Сретения Господня, - ликбез от православного журнала «Фома».

В центре иконы Сретения — Богородица и старец Симеон бережно, обернутыми одеждой руками принимающий младенца Христа. Справа от Симеона изображают пророчицу Анну, так же, как и он, ждавшую прихода Спасителя. Слева от Богородицы — Иосиф, в руках которого клетка с голубями — жертвой за очищение после рождения ребенка.

Красная пелена поверх строений храма на иконах традиционно символизирует, что действие происходит внутри помещения.

Праздник Сретения отмечается на 40-й день после Рождества, так как на 40-й день заканчивалось время очищения женщины после родов и по закону она должна была принести жертву очищения. В православии этот обычай нашел отражение в «молитвах на сороковой день», читаемых над матерью ребенка.

Праведный Иосиф держит в руках корзинку с двумя голубями. Первый голубь — жертва за первенца, положенная по закону Моисееву. Когда ангел Господень сошел на землю и убил всех первенцев мужского пола в земле Египетской, он не тронул детей тех, кто, по наставлению Моисееву, отметил свою дверь кровью ягненка. В воспоминание об этом событии все первенцы мужского пола должны были быть посвящены Богу, и за них полагалось приносить Богу символическую «заместительную» жертву — голубя. Второй голубь — жертва очищения и благодарения после рождения ребенка, которую полагалось принести Марии, Матери Христа.

Жертва за первенца также тесно связана и с празднованием иудейской Пасхи. Как и в момент бегства из Египта, иудеи каждый год на Пасху вкушали специально приготовленного пасхального агнца, кровь которого спасла их первенцев от смерти. Пасхальный агнец — это образ Христа, принявшего смерть за всех первенцев мира. Таким образом праздник Сретение отсылает нас напрямую к Распятию и Воскресению Христа — «первенца из мертвых», как поется в пасхальном песнопении.

Голубой цвет одежды Божией Матери означает невинность и чистоту. Сретение невозможно причислить ни к господским, ни к богородичным двунадесятым праздникам. Например, убранство храма и одежды священнослужителей на Сретение «богородичного» голубого цвета. Эта символика ведет свою преемственность от главных праздников в Иерусалимском храме, во время которых первосвященник надевал одежды голубого цвета.

Старец Симеон, по преданию, был одним из 70 «толковников», переводивших в III веке книги Священного Писания на греческий по заказу египетского правителя Птолемея II. Предание говорит о том, что он, переводя строчку из книги пророка Исаии «се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис 7:14) усомнился, как дева может родить, и хотел перевести «дева» как «молодая женщина», что вполне допускает многозначность соответствующего слова в еврейском тексте Библии. Тогда ему явился ангел и пообещал, что Симеон не умрет, пока сам не увидит Деву и рожденного от нее Спасителя Израиля.

Принимая на руки Христа, Симеон произнес слова, переданные нам дословно евангелистом Лукой: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Эту молитву мы слышим в храме на каждой вечерне, по-церковнославянски она начинается словами «Ныне отпущаеши...».

Пришедшей к жертвеннику Марии старец предрек, что Ее Младенцу Самому предстоит стать искупительной жертвой преступления Адама и Евы. Она же станет свидетельницей Его искупительной жертвы и душу ее «пройдет оружие».



Икона «Сретение Господне» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, - около 1425 года, - мастерская Андрея Рублева, - скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».



Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, - около 1497 года, - скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».



Сретение Христа. Из праздничного чина иконостаса. Конец XVI века, около 1600 года. Вологодские земли. Обнаружена в деревне Гусиха Тарногского района Вологодской области в 1976 году. Ренее находилась в собрании Ю.С.Ершова (СПб, с 1976 года). Музей русской иконы.



Сретение, - вторая половина XVI века (врезок), - XIX век (поля). Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина.



Икона сфотографирована в музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, - середина - третья четверть XVII века. Из церкви Иоанна Предтечи в Весьегонске Тверской области.



Псков, - 1697 год. Икона сфотографирована на выставке «Сокровища русского искусства. XVII век» во Дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском.

Надпись на нижнем поле, - Лета 7206 [1697] декабря в [24] день. Написана сия Стая икона Сретение Господне к церкви Николаю Чудотворцу на Великую реке. А при[лож]ил сию Стаю икону вящего архиепископа сын боярский Антон Матвеев сын Попов по обещанию своему вечных ради будующих благ.



Сретение Господне. Конец XVII - начало XVIII века.

Выставка «Предивное художество». Иконы из собрания Григория Лепса. Исторический музей.



Фреска «Сретение», - первая треть XVIII века, из Благовещенской церкви в Юрьевце-Повольском Ивановской области. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.



Сретение. 1786 год. Невьянск. Музей «Невьянская икона». Выставка «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы» в Музее русской иконы.



Сретение Господне, - конец XIX - начало XX века, - Сызрань. Постоянная экспозиция «Русская иконопись и медное литье XVI - XIX вв». Самарский областной художественный музей.



Икона «Сретение Господне» из «Альбома изображений святых икон 1894 года».
Tags: двунадесятые праздники, иконы, музей, христианская символика
Subscribe

Posts from This Journal “иконы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments