Покажите мне Москву, москвичи. (leonovvaleri) wrote,
Покажите мне Москву, москвичи.
leonovvaleri

Categories:

Благовещение

В день Благовещенья улыбаюсь до вечера, - Марина Ивановна Цветаева «В день Благовещенья».



Андрей Рублев, Даниил Черный и мастерская. Благовещение. 1408 год. Иконостас Успенского собора во Владимире. Икона вывезена в 1919-1922 годах экспедицией Центральных государственных реставрационных мастерских из села Васильевского Шуйского уезда Ивановской области. Скан из книги, - «А. Рублев. Из собрания Государственной Третьяковской галереи».

События Благовещения описаны единственным евангелистом - апостолом Лукой, - который говорит о том, что в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира.

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус, - от Луки святое благовествование глава 1, стихи 28-31.

Апокрифические тексты добавляют к этой истории ряд подробностей, которые легли в иконографию этого праздника. «Протоевангелие от Иакова» говорит, что тогда было совещание у жрецов, которые сказали: сделаем завесу для храма Господня. И сказал первосвященник: соберите чистых дев из рода Давидова. И пошли слуги, и искали, и нашли семь дев. И первосвященник вспомнил о молодой Марии, которая была из рода Давида и была чиста перед Богом. И слуги пошли и привели ее. И ввели девиц в храм Господень. И сказал первосвященник: бросьте жребий, что кому прясть: золото, и амиант, и лен, и шелк и гиацинт, и багрянец и настоящий пурпур. И выпали Марии настоящий пурпур и багрянец, и, взяв их, она вернулась в свой дом.

И, взяв кувшин, пошла за водой; и услышала голос, возвещающий: Радуйся, благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между женами.

О том же говорит и «Евангелие от псевдо-Матфея», - вышло, что жребий указал Марии прясть пурпур, дабы сделать завесу для храма Господня...

На другой день, когда Мария стояла у колодца (juxta fontem), ангел Господень явился Ей и сказал: блаженна Ты, Мария, ибо Господь уготовил жилище Свое в духе Твоем . Вот приидет свет с неба, дабы обитать в Тебе и чрез Тебя засиять в целом мире.


Мария читает «Книгу пророка Исайи», - глава 7 песнь 14, - итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (ивр. ‏עמנואל‏‎ «с нами Бог»).

Архангел Гавриил изображается с цветущей райской ветвью или лилией; также со сферическим зеркалом в руке; также со свечой внутри светильника.

Жезл в руках ангела - это символ власти и достоинства. Архангела Гавриила или Михаила можно увидеть на иконах с глобусом или зеркалом, обозначающими небесную сферу, символизирующую мироздание, диск или щит. Глобус в большинстве случаев изображается светлым и прозрачным, как стеклянный шар или сфера.

Иногда в руках ангелов можно увидеть трубы - символы звука и ветра. Во время Страшного суда ангелы, в том числе и архангел Михаил, трубят в трубы.

Иногда ангелы изображаются с орудиями Страстей Христа. Чаще всего крест, копье, чашу и трость с губкой держат архангелы Михаил и Гавриил.

Развернутые свитки в руках ангелов содержат слова приветствия, хвалебные гимны, поучения для входящих в храм.

Жест ангела означает, - вот я говорю, - указательный и средний подняты вверх, а мизинец и безымянный согнуты или прижаты к ладони. Большой палец или просто поднят вверх, или прижат к безымянному. Символ означает прямую речь, момент речи. Это второй вид жеста у архангела на иконах «Благовещение Пресвятой Богородицы». Правы и те, кто говорит: это жест благословения! Произнесённое доброе слово и есть благословение.

Русская православная церковь празднует Благовещение 25 марта (7 апреля) по юлианскому календарю.

Статья Благовещение Пресвятой Богородицы из Православной энциклопедии.

А вот, что говорится в энциклопедии «Православие», - Существуют два варианта иконографии сцены Благовещения: ранняя и поздняя.

В раннем варианте сцена очень лаконична. Поза Архангела Гавриила, который обращается K Деве Марии, статична. В изображении образов прослеживается влияние византийских традиций: тяжеловесность фигур, золото, ораторский жест, обозначающий речь. Мария в мафории винно-красного цвета и темно-синем хитоне внимает Архангелу. Ее поза выражает согласие. Благовещение застало Деву Марию за работой: в ее левой руке моток пряжи, нить которой свешивается с поднятой к груди правой руки, которой она бережно прикрывает проступающую на темном фоне почти прозрачную фигурку Младенца - символ Боговещения.

Однако значительно большей популярностью в Древней Руси пользовалась более поздняя иконография Благовещения, полная динамики и движения. Архангел в стремительном порыве устремляется K Деве, жест его правой руки, направленной к Марии, свидетельствует о том, что он обращается к ней. Поза Марии выражает одновременно испуг, изумление, внимание и, наконец, приятие ею благой вести. С неба на Марию в луче нисходит в виде голубя Святой Дух. Тайна непорочного зачатия свершается на наших глазах.






Икона «Благовещение» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, - около 1425 года, - мастерская Андрея Рублева, - скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».



Благовещение, - конец XV - начало XVI века. Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина.



Икона «Благовещение» из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, около 1497 года, - скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».



Фотография иконы «Благовещение» сделана в выставочных залах Сытного двора музея-заповедника «Коломенское» на выставке «Загляни в сокровищницу музея». Архангельск, - начало XVI века. Поступила в музей в 1930 году.Достаточно редко встречающееся изображение кувшина.



Благовещение. Из праздничного чина иконостаса. Конец 1530 годов. Псков. Происходит из Ильинской часовни деревни Пископово Гдовского района Псковской области. Ранее икона находилась в собрании А.А.Кокорина (Москва, с 1973 года). Музей русской иконы.



XVI век, - Новгородская школа. Государственный исторический музей.



Россия, XVI век. Новгородская школа. Размеры: 84x70 сантиметров. Государственный Эрмитаж, - не представлено в постоянной экспозиции.



Начало XVII века, - Москва. Музей имени Андрея Рублева.



XVII век, - из фондов Вологодского и Кирилло-Белозерского музеев-заповедников. Фотография сделана на выставка «Икона русского Севера XVI–XIX веков».



На первой странице написано, - Величит моя душа Господа, - от Луки святое благовествование глава 1, стих 46. На второй странице, - скорее всего фрагмент из следующего 47-го стиха, - и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем.



Благовещение. Русский Север. Начало XVII века. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в постоянной экспозиции «Русское искусство».



1685 год. - Сергей Фомин Бодягин. Москва, Оружейная палата. Дерево, левкас, темпера, золочение. 30,3 × 26,8 см. Собрание В.И. Михалевского (Москва). Экспонировалась на выставке «Иконопись Оружейной палаты из частных собраний» в музее имени Андрея Рублева.

Сергей Фомин Бодягин - кормовой мастер Оружейной палаты. Впервые его имя упоминается в документах за 1694 год, когда его мастерство свидетельствовал Георгий Терентьев Зиновьев. В 1703 году он подрядился исполнить иконы иконостаса церкви Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе. Из этого комплекса происходят шесть овальных иконы с резных Царских врат с поясными изображениями Богоматери, архангела Гавриила и четырех евангелистов, на первой из которых стоит автограф мастера (МГОМЗ). В 1706 году Сергей Бодягин написал икону «Покров Богоматери» для Успенской церкви Новодевичьего монастыря (ГИМ).



1748 год, - Сильвестр Попов, - Москва. Музей имени Андрея Рублева.



Благовещение. Поволжье. Конец XVII - начало XVIII века. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в постоянной экспозиции «Русское искусство».



Начало XVIII века, - из церкви Пимена Великого в Новых Воротниках в Москве. Музей имени Андрея Рублева.



Неизвестный художник. XVIII век. Россия. Размеры: 49,2х42,5 сантиметров. Государственный Эрмитаж, - не представлено в постоянной экспозиции.



Благовещение. Вологда. Середина - третья четверть XVIII века.  Из частной коллекции.  Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» на выставке Богородичных образов из собрания музея и частных коллекций под названием «Звезда, являющая Cолнце».



Благовещение. Русский Север. Вторая половина  XVIII века. Из частной коллекции. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» на выставке Богородичных образов из собрания музея и частных коллекций под названием «Звезда, являющая Cолнце».



Россия, 1760-1770 годы. Размеры: 17х14,5 сантиметров. Государственный Эрмитаж, - не представлено в постоянной экспозиции.



Россия, XVIII век. Размеры: 15х12х1,7 сантиметров. Государственный Эрмитаж, - не представлено в постоянной экспозиции. Интересная символика на иконе, - треугольник с надписью Бог и Всевидящим Оком.



Благовещение. Верхнее Поволжье. Конец XVIII века. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в постоянной экспозиции «Русское искусство».



Неизвестный художник, конец XVIII - начало XIX веков. Россия. Размеры: 45х36 сантиметров. Государственный Эрмитаж, - не представлено в постоянной экспозиции.



Благовещение. Тверь. Начало XIX века. Из частной коллекции. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» на выставке Богородичных образов из собрания музея и частных коллекций под названием «Звезда, являющая Cолнце».



Благовещение. Поволжье. Начало XIX века. Из частной коллекции. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» на выставке Богородичных образов из собрания музея и частных коллекций под названием «Звезда, являющая Cолнце».



Благовещение с избранными святыми на полях. На левом поле евангелист Матфей. На правом поле мученица Дарья. 1812 год. Калуга.  Из частной коллекции. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» на выставке Богородичных образов из собрания музея и частных коллекций под названием «Звезда, являющая Cолнце».



Благовещение. Царские врата. Центральная Россия. Первая половина XIX века. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в постоянной экспозиции «Русское искусство».



Россия, XIX век. Размеры: 81х57,5 сантиметров. Государственный Эрмитаж, - не представлено в постоянной экспозиции.



Икона «Благовещение» из «Альбома изображений святых икон 1894 года».
Tags: вот я говорю, всевидящее око, двунадесятые праздники, жесты, иконы, лучезарная дельта, масонская символика, музей, музей заповедник коломенское, непереходящие праздники, праздники в честь богородицы, христианская символика
Subscribe

Posts from This Journal “иконы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments