Покажите мне Москву, москвичи. (leonovvaleri) wrote,
Покажите мне Москву, москвичи.
leonovvaleri

Рождество Христово



Первая треть XIX века, - Москва.

Эта и две следующие иконы «Рождество Христово» сфотографированы в музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелистов Матфея и Луки.

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус, - От Матфея святое благовествование глава 1 стихи 18-25.

Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице, - от Луки святое благовествование глава 2 стихи 4-7.



Последняя четверть XVII века, - из церкви Рождества Христова в Балахне Нижегородской области.



Последняя четверть XVII века, - из церкви Рождества Христова в Подмонастырской слободе в Калязине Тверской области.



Первая четверть XVI века, - Новгород. Государственный исторический музей.



XV век, - Афины, - Византийский музей. Московские Епархиальные Ведомости №12 за 2017 год.



Икона «Рождество Христово», - первая четверть XVIII века, - Тверская областная картинная галерея.



Фреска «Рождество Христово», - первая треть XVIII века, из Благовещенской церкви в Юрьевце-Повольском Ивановской области. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.



Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, - около 1497 года, - скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».



Музей имени Андрея Рублева.

На иконах Рождества изображается пещера, в которой в яслях лежит Младенец Христос. Между тем, ни один из евангелистов не говорит, что Богоматерь родила Сына в пещере. Первые свидетельства о рождении Спасителя в пещере относятся ко II веку - об этом упоминается в Протоевангелии Иакова, апокрифической книге, дополняющей Священное Писание, и у святого Иустина, раннехристианского мученика. В III веке жители Вифлеема уже показывали паломникам то место, где родился Христос. После прекращения гонений на христиан, императрицей Еленой, матерью Константина Великого над этой пещерой был сооружен храм, о котором историк Евсевий Кесарийский писал:«…воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем». Таким образом, в восточнохристианском предании прочно закрепилось представление о Рождестве Господа в пещере, что и оказало влияние на изображения. В символическом истолковании гора, в которой находилась пещера Рождества, стала соотноситься с самой Богородицей, а пещера - с её чревом, вместилищем Невместимого Бога. По другому толкованию, пещера понимается как темное место, означающее собою падший мир, в котором воссияло Солнце правды - Иисус Христос.

В Протоевангелии Иакова есть упоминание о двух женщинах, пришедших к месту рождения Христа - повивальной бабке и Саломее, засвидетельствовавшей девство Марии. На некоторых иконах встречается имя Саломеи, но чаще фигуры двух женщин, омывающих Младенца, не подписаны. Что касается кормления - да, Богоматерь сама кормила Сына, об этом говорят тексты.



1698 год. Фома и Василий Потаповы. Осташков. Дерево, темпера. 182×157 см. Из комплекса пристолпных икон Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря. Собрание музея имени Андрея Рублёва.

Изображение праздника Рождества Христова на иконе представлено в западном варианте Поклонения волхвов Младенцу Христу. Действие происходит не в вертепе, как это характерно для русской иконографии, а в руинах дворца ветхозаветного царя Давида, что типично для западной изобразительной традиции. По наблюдениям В.А. Меняйло, отдельные элементы композиции иконы, такие как жесты царей, восходят к алтарному образу «Поклонение волхвов» Рогира ван дер Вейдена ок. 1436 года (Мюнхен, Старая Пинакотека). Ею же отмечена разница в манере исполнения верхней и нижней частей иконы (верхняя решена проще), что позволяет разделить авторские почерки двух мастеров.
Tags: двунадесятые праздники, иконы, музей, праздники в честь иисуса христа, христианская символика
Subscribe

Posts from This Journal “иконы” Tag

  • Рождество Богородицы

    «Рождество Богоматери», - середина XIV века, - 115х78 сантиметров. Государственная Третьяковская галерея, - Москва. Скан из книги…

  • Положение пояса и ризы Богоматери

    Положение ризы и пояса Богоматери во Влахерне, - около 1485 года, - мастерская Дионисия. Происхождение, - деревянная Ризоположенская церковь села…

  • Успение Богородицы

    Икона «Успение Богородицы» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, - около 1425 года, - мастерская Андрея Рублева, -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments