Покажите мне Москву, москвичи. (leonovvaleri) wrote,
Покажите мне Москву, москвичи.
leonovvaleri

Category:

Рождество Христово

А рядом, неведомая перед тем, застенчивей плошки в оконце сторожки мерцала звезда по пути в Вифлеем, - © Борис Пастернак «Рождественская звезда».

И сегодня ночью звери: львы, слоны и мелкота – все придут к небесной двери, будут радовать Христа, - © Николай Гумилев «Рождество в Абиссинии».



Рождество Христово, - первая четверть XV века, - Москва. Третьяковка.

В православии праздник Рождества Христова входит в число господских двунадесятых праздников. Русская православная церковь празднует Рождество Христово 25 декабря (7 января).

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелистов Матфея и Луки.

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус, - от Матфея святое благовествование, - глава 1 стихи 18-25.

Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице, - от Луки святое благовествование, - глава 2 стихи 4-7.

Вот, что пишет энциклопедия «Православие», - Иконография сцены Рождества Христова такова. В центре иконы изображалась возлежащая Дева. За ее спиной находилась пещера, где в яслях в белоснежных пеленах лежал Младенец. Это означает, что Мария лежит внутри пещеры рядом с яслями. B пещере над яслями вол и осел, склонившиеся к Младенцу. Сверху падает луч света, это свет Вифлеемской звезды. Наверху справа y иконных горок традиционно писался Архангел Гавриил, он склонился к фигурке пастуха. Пастух олицетворяет множество пастухов. Слева три Ангела.

Ниже, под Ангелами, обычно на конях, изображены волхвы. Их трое: молодой, средних лет и старый - они представляют все возрасты человека. Один из них смугл. Волхвы олицетворяют собою все народы земли. В средневековье за волхвами закрепились имена: «Первый - Мелхиор стар и сед, волосы на голове и борода долгие... Второй - Гаспар, молод и без бороды, лицом румян. Третий - Валтасар, очень смугл лицом, бородат...» Внизу справа сидят повивальные бабки, омывающие Младенца. Младенец, изображен дважды - в пещере и в руках повитухи. Слева внизу сидит Иосиф. Склоненная в сомнении голова опирается на ладонь левой руки. Рядом с ним еще одна фигура. Есть предположение‚ что это бес, навевающий на Иосифа тоску и сомнение. Ho есть и другая версия, согласно которой это пророк Исайя, который предсказал рождение Младенца Девою.


Любопытно, что пишет журнал «Фома», - вол и осел, не упомянутые в Евангелии, тем не менее встречаются в рождественских изображениях постоянно — их появление возле яслей связано с известными словами из самого начала книги пророка Исаии: Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего, а Израиль не знает, народ Мой не разумеет (Ис 1:3).

Московские храмы Рождества Христова, - Храм Рождества Христова в Измайлове, Собор Рождества Христова,
Храм Рождества Христова в Митино, Храм Рождества Христова в Черкизове, Церковь Рождества Христова в Чернево, Старообрядческий Собор Рождества Христова на Рогожском кладбище.

Подмосковные храмы Рождества Христова, - Храм Рождества Христова в Беседах, Церковь Рождества Христова в Немчиновке.



Ликбез от православного журнала «Фома».


И еще одна инфографика от журнала «Фома», - Православные святые и праздники, - выпуск 33, - Рождество Христово.



Рождество Христово, - вторая половина XV века, - Тверь. Третьяковка.



XV век, - Афины, - Византийский музей. «Московские Епархиальные Ведомости» №12 за 2017 год.



«Рождество Христово», - XV век, - Андрей Рублев. Православные святые и праздники, - выпуск 33, - Рождество Христово.



Икона «Рождество Христово». Икона типичного Новгородского перевода с ангелами, пастухами, царями, волхвами и сидящим Иосифом. На верхнем поле иконы изображены три святых, очевидно, соименных заказчикам образа: св. Евдокия, св. Иоанн Лествичник и св. Иулиана. Икона Новгородских писем конца XIV или начала XV века. Размер: 12,75х9,5 вв. Доска липовая, с одной выемкой и двумя шпонками. Из собрания И.С. Остроухова. Москва. Икона «Рождество Христово» собственноручно отсканирована из книги «Выставка древне-русского искусства, устроенная в 1913 году».



Икона «Рождество Христово» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, 1425 год - скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».



Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, - около 1497 года, - скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».



«Рождество Христово», - липа, паволока, левкас, темпера, 103х81 сантиметра, - конец ХV — начало ХVI века, - происходит из города Кашина. Раскрыта И. В. Овчинниковым. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Скан из альбома «Живопись древней Твери».



Первая четверть XVI века, - Новгород. Государственный исторический музей.



Рождество Христово, - первая четверть XVI века, - Новгород. Эрмитаж.



Рождество Христово, - вторая половина XVI века, - из Благовещенского собора города Сольвычегодска. Архангельский музей изобразительных искусств.



«Рождество Христово», - XVI век, - Рязанский художественный музей им. И.П.Пожалостина.



«Рождество Христово», - XVI век. ГТГ.



«Рождество Христово», - XVI век, - Москва. ГТГ.



Поклонение пастухов, - 1662 год, - Ян де Дюйтс. Выставка «Младшие Брейгели и их эпоха».



«Рождество Христово», - середина XVII века, - круг Иосифа Владимирова. Постоянная экспозиция «Древнерусское искусство XIII–XVII веков» в Митрополичьих палатах Ярославского художественного музея.



Клейма, - 1.Центральная сцена Рождества 2.Всадники волхвы, следующие за Вифлеемской звездой 3.Принесение даров 4.5. Искушение Иосифа и явление ему ангела 6. Поклонение пастухов 7.8.Явление ангелов волхвам и возвращение их в свои земли 9.Бегство святого семейства в Египет 10. Избиение вифлеемских младенцев 11. Первосвященники и книжники перед Иродом 12. Плач матерей иудейских 13. Убийство Захарии в храме 14. Спасение Нафанаила под смоковницей 15. Спасение в пещере святой Елизаветы и младенца Иоанна Предтечи.



Рождество Христово с праздниками, - вторая половина XVII века, - Поволжье. Выставка «Русская икона сквозь века», - Тверская областная картинная галерея.



Последняя четверть XVII века, - из церкви Рождества Христова в Балахне Нижегородской области. Икона «Рождество Христово» сфотографирована в музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.



Рождество Христово, - последняя четверть XVII века, - Псков. Выставка «Лето господне» в государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим».



Рождество Христово, - последняя четверть XVII века, - Косторома. Эрмитаж.



Последняя четверть XVII века, - из церкви Рождества Христова в Подмонастырской слободе в Калязине Тверской области. Икона «Рождество Христово» сфотографирована в музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.



Музей имени Андрея Рублева.

На иконах Рождества изображается пещера, в которой в яслях лежит Младенец Христос. Между тем, ни один из евангелистов не говорит, что Богоматерь родила Сына в пещере. Первые свидетельства о рождении Спасителя в пещере относятся ко II веку - об этом упоминается в Протоевангелии Иакова, апокрифической книге, дополняющей Священное Писание, и у святого Иустина, раннехристианского мученика. В III веке жители Вифлеема уже показывали паломникам то место, где родился Христос. После прекращения гонений на христиан, императрицей Еленой, матерью Константина Великого над этой пещерой был сооружен храм, о котором историк Евсевий Кесарийский писал:«…воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем». Таким образом, в восточнохристианском предании прочно закрепилось представление о Рождестве Господа в пещере, что и оказало влияние на изображения. В символическом истолковании гора, в которой находилась пещера Рождества, стала соотноситься с самой Богородицей, а пещера - с её чревом, вместилищем Невместимого Бога. По другому толкованию, пещера понимается как темное место, означающее собою падший мир, в котором воссияло Солнце правды - Иисус Христос.

В Протоевангелии Иакова есть упоминание о двух женщинах, пришедших к месту рождения Христа - повивальной бабке и Саломее, засвидетельствовавшей девство Марии. На некоторых иконах встречается имя Саломеи, но чаще фигуры двух женщин, омывающих Младенца, не подписаны. Что касается кормления - да, Богоматерь сама кормила Сына, об этом говорят тексты.



«Рождество Христово», - 1680-е годы, - Кострома. Век перемен. Выставка «Иконы 17 столетия из собрания Константина Воронина» в музее Андрея Рублева.



«Рождество Христово», - конец XVII века, - Нижний Новгород. Нижегородский государственный художественный музей.



«Рождество Христово» с избранными святыми на полях, - около 1650 года, Ярославль. Святые на полях - конец XVII века. Музей русской иконы.



Икона «Рождество Христово», - конец XVII века.  Из церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково. Выставка «Лето Господне. Праздники. Введение во храм Пресвятой Богородицы».



1698 год, - Фома и Василий Потаповы, - Осташков. Дерево, темпера. 182×157 см. Из комплекса пристолпных икон Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря. Собрание музея имени Андрея Рублёва.

Изображение праздника Рождества Христова на иконе представлено в западном варианте Поклонения волхвов Младенцу Христу. Действие происходит не в вертепе, как это характерно для русской иконографии, а в руинах дворца ветхозаветного царя Давида, что типично для западной изобразительной традиции. По наблюдениям В.А. Меняйло, отдельные элементы композиции иконы, такие как жесты царей, восходят к алтарному образу «Поклонение волхвов» Рогира ван дер Вейдена ок. 1436 года (Мюнхен, Старая Пинакотека). Ею же отмечена разница в манере исполнения верхней и нижней частей иконы (верхняя решена проще), что позволяет разделить авторские почерки двух мастеров.



Москва, - мастерские Оружейной палаты Московского Кремля, - конец XVII века. Икона сфотографирована на выставке «Сокровища русского искусства. XVII век» во Дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском.



Икона «Рождество Христово», - около 1731 года, - Галич. Из церкви святого пророка Божия Илии погоста Прудовка Галичского района Костромской области. Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь.



Икона «Рождество Христово», - первая четверть XVIII века, - Тверская областная картинная галерея.



Фреска «Рождество Христово», - первая треть XVIII века, из Благовещенской церкви в Юрьевце-Повольском Ивановской области. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.



«Рождество Христово» (Поклонение волхвов), - середина - третья четверть XVIII века, - Костромские земли. Музей русской иконы.



«Рождество Христово» (Поклонение волхвов), - середина - третья четверть XVIII века, - Костромские земли (Солигалич?). Музей русской иконы.



«Рождество Христово» с праздниками, - XVIII век. Древлехранилище. Рязань.



«Рождество Христово», - XVIII век. Выставка «Царица Небесная» в Рязанском художественном музее имени И.П. Пожалостина.





Выставка «Предивное художество». Иконы из собрания Григория Лепса. Исторический музей.



Рождество Христово, - начало XIX века, - Мстёра. Выставка «Лето господне».



Икона «Рождество Христово», - первая треть XIX века, - Москва. Икона сфотографирована в музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.



«Рождество Христово», - иконописец С.И.Гурьев, - 1862 год, - Тверь. Выставка икон «Нетленное наследие», - 2020 год.



«Рождество Христово», - вторая четверть XIX века, - Палех. Выставка «Лето господне».



«Рождество Христово» со сценами поклонения волхвов и искушения Св.Иосифа и благовестия пастухам, - конец XIX века. Выставка «Образ Богоматери в русской и европейской живописи XV-XX веков».



Икона «Рождество Христово», - конец XIX века, - Мстера. Из старообрядческой молельной Мараевых в Серпухове. Выставка «Лето Господне. Праздники. Введение во храм Пресвятой Богородицы» в музее-заповеднике «Коломенское».





Икона «Рождество Христово» из «Альбома изображений святых икон 1894 года».



Рождество Христово, - конец XIX - начало XX века, - икона «краснушка». Из собрания Владимиро-Суздальского музея заповедника. Выставка «Мстёра многоликая».



Рождество Христово, - 2000-е. Выставка «Солнечный камень. Янтарь Александра Крылова».
Tags: двунадесятые праздники, иконы, музей, непереходящие праздники, праздники в честь иисуса христа, христианская символика
Subscribe

Posts from This Journal “двунадесятые праздники” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments