Покажите мне Москву, москвичи. (leonovvaleri) wrote,
Покажите мне Москву, москвичи.
leonovvaleri

Categories:

Рождество Христово



XV век, - Афины, - Византийский музей. Московские Епархиальные Ведомости №12 за 2017 год.

В православии праздник Рождества Христова входит в число господских двунадесятых праздников. Русская православная церковь празднует Рождество Христово 25 декабря (7 января).

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелистов Матфея и Луки.

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус, - От Матфея святое благовествование глава 1 стихи 18-25.

Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице, - от Луки святое благовествование глава 2 стихи 4-7.



Икона «Рождество Христово». Икона типичного Новгородского перевода с ангелами, пастухами, царями, волхвами и сидящим Иосифом. На верхнем поле иконы изображены три святых, очевидно, соименных заказчикам образа: св. Евдокия, св. Иоанн Лествичпик и св. Иулиана. Икона Новгородских писем конца XIV или начала XV века. Размер: 12,75х9,5 вв. Доска липовая, с одной выемкой и двумя шпонками. Из собрания И.С. Остроухова. Москва. Икона «Рождество Христово» собственноручно отсканирована из книги «Выставка древне-русского искусства, устроенная в 1913 году».



Икона «Рождество Христово» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, 1425 год - скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».



Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, - около 1497 года, - скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».



Первая четверть XVI века, - Новгород. Государственный исторический музей.



Последняя четверть XVII века, - из церкви Рождества Христова в Балахне Нижегородской области. Икона «Рождество Христово» сфотографирована в музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.



Последняя четверть XVII века, - из церкви Рождества Христова в Подмонастырской слободе в Калязине Тверской области. Икона «Рождество Христово» сфотографирована в музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.



Музей имени Андрея Рублева.

На иконах Рождества изображается пещера, в которой в яслях лежит Младенец Христос. Между тем, ни один из евангелистов не говорит, что Богоматерь родила Сына в пещере. Первые свидетельства о рождении Спасителя в пещере относятся ко II веку - об этом упоминается в Протоевангелии Иакова, апокрифической книге, дополняющей Священное Писание, и у святого Иустина, раннехристианского мученика. В III веке жители Вифлеема уже показывали паломникам то место, где родился Христос. После прекращения гонений на христиан, императрицей Еленой, матерью Константина Великого над этой пещерой был сооружен храм, о котором историк Евсевий Кесарийский писал:«…воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем». Таким образом, в восточнохристианском предании прочно закрепилось представление о Рождестве Господа в пещере, что и оказало влияние на изображения. В символическом истолковании гора, в которой находилась пещера Рождества, стала соотноситься с самой Богородицей, а пещера - с её чревом, вместилищем Невместимого Бога. По другому толкованию, пещера понимается как темное место, означающее собою падший мир, в котором воссияло Солнце правды - Иисус Христос.

В Протоевангелии Иакова есть упоминание о двух женщинах, пришедших к месту рождения Христа - повивальной бабке и Саломее, засвидетельствовавшей девство Марии. На некоторых иконах встречается имя Саломеи, но чаще фигуры двух женщин, омывающих Младенца, не подписаны. Что касается кормления - да, Богоматерь сама кормила Сына, об этом говорят тексты.



1698 год. Фома и Василий Потаповы. Осташков. Дерево, темпера. 182×157 см. Из комплекса пристолпных икон Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря. Собрание музея имени Андрея Рублёва.

Изображение праздника Рождества Христова на иконе представлено в западном варианте Поклонения волхвов Младенцу Христу. Действие происходит не в вертепе, как это характерно для русской иконографии, а в руинах дворца ветхозаветного царя Давида, что типично для западной изобразительной традиции. По наблюдениям В.А. Меняйло, отдельные элементы композиции иконы, такие как жесты царей, восходят к алтарному образу «Поклонение волхвов» Рогира ван дер Вейдена ок. 1436 года (Мюнхен, Старая Пинакотека). Ею же отмечена разница в манере исполнения верхней и нижней частей иконы (верхняя решена проще), что позволяет разделить авторские почерки двух мастеров.



Икона «Рождество Христово», - первая четверть XVIII века, - Тверская областная картинная галерея.



Фреска «Рождество Христово», - первая треть XVIII века, из Благовещенской церкви в Юрьевце-Повольском Ивановской области. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.





Выставка «Предивное художество». Иконы из собрания Григория Лепса. Исторический музей.



Первая треть XIX века, - Москва.

Икона «Рождество Христово» сфотографирована в музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
Tags: двунадесятые праздники, иконы, музей, непереходящие праздники, праздники в честь иисуса христа, христианская символика
Subscribe

Posts from This Journal “иконы” Tag

  • Сретение Господне

    Сретение Господне. Композиция иконы обычная: Симеон Богоприимец, стоя на возвышении, принял от Божией Матери Богомладенца; с одной стороны…

  • На реках вавилонских

    На реках Вавилонских, - старообрядческий мастер, - конец XVIII - первая четверть XIX века. Выставка «Предивное художество». Иконы из собрания…

  • Сотворение мира

    Сотворение мира, - старообрядческий мастер, - середина XIX века. Выставка «Предивное художество». Иконы из собрания Григория Лепса.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments