Покажите мне Москву, москвичи. (leonovvaleri) wrote,
Покажите мне Москву, москвичи.
leonovvaleri

Рождество Христово



XV век, - Афины, - Византийский музей. Московские Епархиальные Ведомости №12 за 2017 год.

В православии праздник Рождества Христова входит в число господских двунадесятых праздников. Русская православная церковь празднует Рождество Христово 25 декабря (7 января).

Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелистов Матфея и Луки.

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус, - От Матфея святое благовествование глава 1 стихи 18-25.

Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице, - от Луки святое благовествование глава 2 стихи 4-7.

Вот, что пишет энциклопедия «Православие», - Иконография сцены Рождества Христова такова. В центре иконы изображалась возлежащая Дева. За ее спиной находилась пещера, где в яслях в белоснежных пеленах лежал Младенец. Это означает, что Мария лежит внутри пещеры рядом с яслями. B пещере над яслями вол и осел, склонившиеся к Младенцу. Сверху падает луч света, это свет Вифлеемской звезды. Наверху справа y иконных горок традиционно писалсся Архангел Гавриил, он склонился к фигурке пастуха. Пастух олицетворяет множество пастухов. Слева три Ангела.

Ниже, под Ангелами, обычно на конях, изображены волхвы. Их трое: молодой, средних лет и старый - они представляют все возрасты человека. Один из них смугл. Волхвы олицетворяют собою все народы земли. В средневековье за волхвами закрепились имена: «Первый - Мелхиор стар и сед, волосы на голове и борода долгие... Второй - Гаспар, молод и без бороды, лицом румян. Третий - Валтасар, очень смугл лицом, бородат...» Внизу справа сидят повивальные бабки, омывающие Младенца. Младенец, изображен дважды - в пещере и в руках повитухи. Слева внизу сидит Иосиф. Склоненная в сомнении голова опирается на ладонь левой руки. Рядом с ним еще одна фигура. Есть предположение‚ что это бес, навевающий на Иосифа тоску и сомнение. Ho есть и другая версия, согласно которой это пророк Исайя, который предсказал рождение Младенца Девою.




Икона «Рождество Христово». Икона типичного Новгородского перевода с ангелами, пастухами, царями, волхвами и сидящим Иосифом. На верхнем поле иконы изображены три святых, очевидно, соименных заказчикам образа: св. Евдокия, св. Иоанн Лествичпик и св. Иулиана. Икона Новгородских писем конца XIV или начала XV века. Размер: 12,75х9,5 вв. Доска липовая, с одной выемкой и двумя шпонками. Из собрания И.С. Остроухова. Москва. Икона «Рождество Христово» собственноручно отсканирована из книги «Выставка древне-русского искусства, устроенная в 1913 году».



Икона «Рождество Христово» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, 1425 год - скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».



Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, - около 1497 года, - скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».



Первая четверть XVI века, - Новгород. Государственный исторический музей.



Рождество Христово. XVI век. Рязанский художественный музей им. И.П.Пожалостина.



Последняя четверть XVII века, - из церкви Рождества Христова в Балахне Нижегородской области. Икона «Рождество Христово» сфотографирована в музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.



Последняя четверть XVII века, - из церкви Рождества Христова в Подмонастырской слободе в Калязине Тверской области. Икона «Рождество Христово» сфотографирована в музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.



Музей имени Андрея Рублева.

На иконах Рождества изображается пещера, в которой в яслях лежит Младенец Христос. Между тем, ни один из евангелистов не говорит, что Богоматерь родила Сына в пещере. Первые свидетельства о рождении Спасителя в пещере относятся ко II веку - об этом упоминается в Протоевангелии Иакова, апокрифической книге, дополняющей Священное Писание, и у святого Иустина, раннехристианского мученика. В III веке жители Вифлеема уже показывали паломникам то место, где родился Христос. После прекращения гонений на христиан, императрицей Еленой, матерью Константина Великого над этой пещерой был сооружен храм, о котором историк Евсевий Кесарийский писал:«…воздвигла она поклоняемому Богу два храма: один при пещере рождения, другой на горе вознесения, ибо Эммануил (с нами Бог) благоволил родиться для нас под землей, и местом плотского его рождения евреи признают именно Вифлеем». Таким образом, в восточнохристианском предании прочно закрепилось представление о Рождестве Господа в пещере, что и оказало влияние на изображения. В символическом истолковании гора, в которой находилась пещера Рождества, стала соотноситься с самой Богородицей, а пещера - с её чревом, вместилищем Невместимого Бога. По другому толкованию, пещера понимается как темное место, означающее собою падший мир, в котором воссияло Солнце правды - Иисус Христос.

В Протоевангелии Иакова есть упоминание о двух женщинах, пришедших к месту рождения Христа - повивальной бабке и Саломее, засвидетельствовавшей девство Марии. На некоторых иконах встречается имя Саломеи, но чаще фигуры двух женщин, омывающих Младенца, не подписаны. Что касается кормления - да, Богоматерь сама кормила Сына, об этом говорят тексты.



1698 год. Фома и Василий Потаповы. Осташков. Дерево, темпера. 182×157 см. Из комплекса пристолпных икон Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря. Собрание музея имени Андрея Рублёва.

Изображение праздника Рождества Христова на иконе представлено в западном варианте Поклонения волхвов Младенцу Христу. Действие происходит не в вертепе, как это характерно для русской иконографии, а в руинах дворца ветхозаветного царя Давида, что типично для западной изобразительной традиции. По наблюдениям В.А. Меняйло, отдельные элементы композиции иконы, такие как жесты царей, восходят к алтарному образу «Поклонение волхвов» Рогира ван дер Вейдена ок. 1436 года (Мюнхен, Старая Пинакотека). Ею же отмечена разница в манере исполнения верхней и нижней частей иконы (верхняя решена проще), что позволяет разделить авторские почерки двух мастеров.



Москва, мастерские Оружейной палаты Московского Кремля, конец XVII века. Икона сфотографирована на выставке «Сокровища русского искусства. XVII век» во Дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском.



Икона «Рождество Христово», - первая четверть XVIII века, - Тверская областная картинная галерея.



Фреска «Рождество Христово», - первая треть XVIII века, из Благовещенской церкви в Юрьевце-Повольском Ивановской области. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.





Выставка «Предивное художество». Иконы из собрания Григория Лепса. Исторический музей.



Первая треть XIX века, - Москва.

Икона «Рождество Христово» сфотографирована в музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
Tags: двунадесятые праздники, иконы, музей, непереходящие праздники, праздники в честь иисуса христа, христианская символика
Subscribe

Posts from This Journal “иконы” Tag

  • Спас Великий Архиерей с предстоящими

    Середина XVIII века. Происхождение не установлено. Фотография сделана на выставке «Обретение. Иконы из собрания Ярославского…

  • Сретение Господне

    Сретение Господне. Композиция иконы обычная: Симеон Богоприимец, стоя на возвышении, принял от Божией Матери Богомладенца; с одной стороны…

  • На реках вавилонских

    На реках Вавилонских, - старообрядческий мастер, - конец XVIII - первая четверть XIX века. Выставка «Предивное художество». Иконы из собрания…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments