Покажите мне Москву, москвичи. (leonovvaleri) wrote,
Покажите мне Москву, москвичи.
leonovvaleri

Categories:

Успение Пресвятой Богородицы

...в сжатые персты в последний раз архангел старый влагает белые цветы..., - Александр Блок «Успение».



Успение Пресвятой Богородицы, - начало XIII века, - Новгород. Государственная Третьяковская Галерея.

Канонические тексты не сообщают о времени и обстоятельствах кончины и погребения Богородицы.





В православии праздник относится к числу двунадесятых праздников. Праздник Успения Пресвятой Богородицы является непереходящим, отмечается 15 (28) августа и имеет 1 день предпразднества и 9 дней попразднества.

На иконах Успения Пресвятой Богородицы изображена Дева Мария, лежащая на смертном одре. У головы и у ног Её стоят апостолы и другие святые. В центре чуть сзади над одром - Сошедший с Небес Иисус Христос, принимающий на Свои руки пречистую душу Своей Матери. Эта Душа изображается в виде новорождённого младенца, окутанного белыми пеленами - образ того, что смерть каждого человека в Православии мыслится как рождение в Вечную жизнь (по версии сайта Успение, - иконописец изобразил непорочную душу Пресвятой Богородицы).

Иисус Христос окружен сферой синего цвета. Этот цвет в иконографии обозначает Царствие Небесное, в котором нет смерти, а жизнь бесконечна.

Погребение Богородицы апостолы совершили в гробнице, где были упокоены её родители Иоаким и Анна и супруг Иосиф Обручник. Пречистое тело Девы Марии торжественной процессией несли на одре через Иерусалим, о чём доложили первосвященникам. Направленная ими стража не смогла разогнать процессию благодаря чуду: «облачный круг, плывший по воздуху, спустился на землю и точно стеною окружил как святых Апостолов, так и остальных христиан». Проходивший мимо процессии первосвященник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. После раскаяния он получил исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.

Объединяющим началом традиционного типа иконографии Успения является изображение Пречистой Богородицы в трех состояниях: телесной смерти, живой души, вознесения после успения в Царство Небесное.



Успение Богоматери, - мастер круга Феофана Грека, - 90е годы XIV века, - Москва. Государственная Третьяковская Галерея.



Икона «Успение Богородицы» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, - около 1425 года, - мастерская Андрея Рублева, - скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».



Успение Богородицы, - липа, паволока, левкас, темпера, 113х88 сантиметров, - первая половина ХV века. Обнаружена на соборной колокольне города Минска. Раскрыта около 1920 года Е.И. Брягиным. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Из альбома «Живопись древней Твери».



Еще одна икона «Успение Богородицы» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, - около 1425 года, - мастерская Андрея Рублева, - скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».



Успение Богоматери, - XV век, - Тверь. Государственная Третьяковская Галерея.



Около 1497 года, - из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».



Около 1497 года, - из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. ГТГ.



Около 1497 года, - из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».

Икона «Успение Богоматери» происходит из церкви Успения, построенной, предположительно, при основателе монастыря, преподобном Кирилле в первой четверти XV века. В центре композиции представлено ложе с усопшей Богородицей. За ним изображен Иисус Христос в окружении серо-голубой «славы» и ангельских чинов. В руках Спаситель держит душу Богородицы в образе спеленатого младенца. По сторонам ложа стоят апостолы и святители - Иаков Иерусалимский, Иерофей Афинский и Тимофей Эфесский, по преданию, присутствовавшие при Успении, а также женская фигура в красном облачении - одна из «жен иерусалимских», оплакивающих кончину Богородицы. Перед ложем Богоматери изображена горящая свеча. Об Успении Богоматери сообщается в целом ряде апокрифических произведений: «Слове Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слове Иоанна архиепископа Солунского» и других. По преданию, за три дня до смерти архангел Гавриил возвестил Богородице Ее кончину. К одру Богоматери собрались апостолы, проповедовавшие Евангелие в разных землях, святители и иерусалимские жены, после чего сам Иисус Христос с небесными силами явился, чтобы забрать пречистую душу Своей Матери. Иконография Успения сложилась в искусстве Византии в X-XI веках и существовала в двух основных вариантах - полном, - с апостолами, летящими на облаках, - и в кратком, к которому относится публикуемая икона.



Конец XV века, - из Успенского собора в Дмитрове Московской области. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Иудейский священник Афония из ненависти к Пресвятой Деве хотел опрокинуть Её одр. Невидимый Ангел Божий отсек ему руки. Устрашившись, тот упал на колени, раскаялся, и был тут же чудесно исцелен. С великой радостью он примкнул к тем, кто нес Пречистое Тело.



Успение Богоматери, - первая половина XVI века, - из Кирилловской часовни деревни Сырья Онежского района. Архангельский музей изобразительных искусств.



Успение, - XVI века. Из церкви Козьмы и Демьяна. Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, - экспозиция «Древнерусская живопись XV– XVIII вв».



Успение Богоматери со сценами жития, - 1580е-1590е годы, - Поочье. Выставка «Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.



Успение Пресвятой Богородицы. Икона местная, сложного перевода (Успение «облачное») с изображением Афония, которому ангел отсекает руку. В облаках свв. апостолы, сходящиеся к Успению Пресвятой Богородицы.

Свет иконы зеленоватый. Икона Псковских писем, XVI века. Размер: 25x17 вв. Доска липовая, с одной выемкой и двумя шпонками. Крайнего низа иконы коснулась реставрация. Из собрания И. С. Остроумова, Москва. Скан из книги, - «Выставка древне-русского искусства, устроенная в 1913 году».



Успение Богородицы, - начало XVII века. Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина.



Успение Богородицы, - середина XVII века, - Ярославль? Музей русской иконы.



Успение Богоматери, - середина XVII века. Выставка «Икона XII века «Богоматерь Боголюбская». Новое обретение» в Музейном центре «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника.



Успение Богоматери, - 1663 год, - Оружейная палата, - Симон Ушаков с учениками Егором и Иваном. ГТГ.



Успение Богородицы со сказанием об Успении, - последняя четверть XVII века, из церкви Рождества Христова в Балахне Нижегородской области. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.



Успение Богородицы, - XVII век. Выставка «Царица Небесная» в Рязанском художественном музее имени И.П. Пожалостина.



Успение Богородицы со сказанием об Успении, - 1694 год, Кирилл Иванов Уланов, - из церкви Покрова в Филях в Москве. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.



Успение. Русский Север.  Конец XVII века -  начало XVIII века. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в постоянной экспозиции «Русское искусство».



Москва, - мастерские Оружейной палаты Московского Кремля, - конец  XVII века. Икона сфотографирована на выставке «Сокровища русского искусства. XVII век» во Дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском.



Успение Богоматери, - 1736 год, - Иван Александров. ГТГ.



Успение. Поволжье. Последняя четверть XVIII века. Из частной коллекции. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» на выставке Богородичных образов из собрания музея и частных коллекций под названием «Звезда, являющая Cолнце».



Успение Богоматери, - конец XVIII века, - Ярославль. Выставка «Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.



Успение Богоматери, - середина XVIII века, - Костромские земли. Музей русской иконы.



Успение Пресвятой Богородицы, - живописец Ф.А.Малыганов, - 1805 год, - Невьянск. Выставка икон «Нетленное наследие».



Успение Богоматери (Киево-Печерское), - первая четверть XIX века, - Калуга. Выставка «Иконописные редкости».



Успение Пресвятой Богородицы, - первая треть XIX века, - Поморье. Выставка икон «Нетленное наследие».



Успение, - XIX век. Икона сфотографирована в экспозиции художественных коллекций музея-заповедника «Дмитровский кремль».



Успение Богоматери, - 1840-е годы, - Невьянск. Музей «Невьянская икона». Фотография иконы сделана на выставке «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы».



Успение Богоматери, - последняя четверть XIX века, старообрядческое письмо в стиле псковской живописи XVI века. Музей русской иконы.



Выставка «Предивное художество». Иконы из собрания Григория Лепса. Исторический музей.



Успение, - XIX век, - из фондов Вологодского и Кирилло-Белозерского музеев-заповедников. Фотография сделана на выставка «Икона русского Севера XVI–XIX веков».



Успение Богоматери, - конец XIX века, - Москва. Выставка «Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.



Икона «Успение Богородицы» из «Альбома изображений святых икон 1894 года».



Икона «Успение Богородицы» из «Альбома изображений святых икон 1894 года».
Tags: богоматерь, двунадесятые праздники, иконы, музей, непереходящие праздники, праздники в честь богородицы, христианская символика
Subscribe

Posts from This Journal “праздники в честь богородицы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments