Покажите мне Москву, москвичи. (leonovvaleri) wrote,
Покажите мне Москву, москвичи.
leonovvaleri

Category:

Изразцы. Выставка «От образца до изразца»



Сергиево-Посадский музей-заповедник объединил в одном межрегиональном выставочном проекте 350 произведений шести веков из фондов шести музеев Москвы и Московской области, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ООО «Красноярская геоархеология» и частных коллекций.













Терракотовая плитка из декора Введенской церкви Троице-Сергиевской лавры, - середина XV века, - собрание СПМЗ.





Изразцы печные, - вторая половина XVIII века. Из собрания музея-заповедника «Абрамцево» и СПМЗ.























Изразцы печные, - московское производство, 2-я половина XVIII века, - собрание ГИМ.









Изразцы печные с надписью «Сила божиа с нами», - северное производство, XVIII век.





Изразец, - северное производство, XVIII век, - собрание ГИМ.



Изразец, - северное производство, XVIII век, - собрание ГИМ.



Изразец печной из раскопок в городе Енисейске Красноярского края, - производство Енисейск, вторая половина XVIII века, - Красноярская Геоархеология.



Печные красные изразцы, найденные на территории Троице-Сергиевой Лавры. XVII век. Собрание СПМЗ.







Фрагмент печного красного изразца из серии «Приступает». Начало XVII века. Собрание СПМЗ.



Изразцы из декора церкви Зосимы и Савватия Соловецких. XVII век. Собрание СПМЗ.















Изразец-городок от печи несохранившегося путевого царского дворца в селе Слотино Сергиево-Посадского района, - конец 1660-х - 1680-е годы, - из собрания Н.В.Сорокатого.



Изразцы от печи несохранившегося путевого царского дворца в селе Слотино Сергиево-Посадского района, - конец 1660-х - 1680-е годы, - из собрания СПМЗ.



Изразцы печные, - конец XVII века.

















Изразцы из декора колокольни церкви Николы Явленного на Арбате, - начало 1680-х годов, - Москва. Из собрания МГОМЗ.

Две птицы, симметрично размещенные на ветвях растения (виноградной лозы) и повернутые в профиль друг к другу – архитипический мотив «райского дерева», «дерева жизни» - уходит вглубь христианской традиции и намного старше ее. Изображения птиц органично влились в изобразительный ряд русского изразца, сохраняя символизм религиозной и моральной аллегории. Мелкий рисунок и невысокий рельеф этих изразцов не соответствовал их размещению, поэтому на фасадах других зданий Москвы они не встречаются – зато хорошо известны по печной облицовке.



Изразцы архитектурные. Вторая половина XVII века. Собрание СПМЗ.





Изразцы архитектурные коврового типа. Вторая половина XVII века. Собрание СПМЗ.







Изразцы от печи из усадьбы князей Голицыных в Сергиевом Посаде. Конец XIX века. Дар Н.К.Левенцева. Собрание СПМЗ.



Изразцы печные. Вторая половина XVIII века. Собрание музея-заповедника «Абрамцево».

















Ниша печная изразцовая с изображением «Царь Соломон на троне», - вторая половина XVII века, - из собрания МГОМЗ.

Царь Соломон, восседающий на троне, - один из любимых героев росписей на изразцах. Палитра цветных эмалей, техника росписи позволяли создавать настоящие картины. Всё чаще в создании изразцов принимают участие живописцы, да и сами изразцы в документах того времени называют «живописными».



Изразцы печные-городки, изображающие трубящего юношу из комплекта изразцов «Си́мволы и эмблема́та». Мастерская в селе Воскресенское, - с 1930 года город Истра.

Изразцы с сюжетами и номерами - из книги «Си́мволы и эмблема́та» - сборника изображений символов и эмблем, составленного Яном Тесингом и Ильей Копиевским по указу царя Петра I на основе западноевропейских книг аналогичного содержания и напечатанного в 1705 году в Амстердаме. Книга включает в себя 840 гравированных рисунков эмблем с поясняющими надписями на девяти языках, включая русский. В Москву книги привезли не позднее 1706 года, продавать начали лишь через 12 лет – в 1718 году. В этом году царь Петр распорядился продавать ее всем желающим. Издание повторяли в 1719, 1788 и 1811 годах. Оно «имело самое широкое хождение» и во многом определило постоянный набор эмблем и символов в русском изобразительном искусстве XVIII-XIX веках. Материалы сборника использовались для создания многих русских гербов.







Изразец с изображением купидона верхом на льве. Первая треть XVIII века. Мастерская в подмонастырском селе Воскресенское, - с 1930 года город Истра. Соответствует эмблемате № 154. Амур (Купидон), взнуздавший льва. «Сочиняю сего агнцем (Превращаю его в агнца) Обузданный бывает агнцем».



Изразец с изображением руки, держащей плеть, и лошади. «Лаская и наказывая». Первая треть XVIII века. Соответствует эмблемате № 478. Мастерская в подмонастырском селе Воскресенское, - с 1930 года город Истра.



Изразец печной с верхней половиной эмблематической композиции «Возрасты человека». Первая половина XVIII века. Мастерская в подмонастырском селе Воскресенское, - с 1930 года город Истра.



Изразец с изображением лисы и журавля. Первая половина XVIII века.



Изразец с изображением купидона, несущего горящее сердце. Соответствует эмблемате № 253 «Не могу молча гореть». Первая треть XVIII века. Мастерская в подмонастырском селе Воскресенское, - с 1930 года город Истра.



Изразец с изображением Аполлона, умертвляющего дракона Пифона. Соответствует эмблемате № 454 «Смерть единого многим живот». Первая треть XVIII века. Мастерская в подмонастырском селе Воскресенское, - с 1930 года город Истра.



Изразец с изображением купидона, мочою гасящего факел. «Пламень погашу». Соответствует эмблемате № 474. Первая треть XVIII века. Мастерская в подмонастырском селе Воскресенское, - с 1930 года город Истра.



Изразец с изображением охоты или ловли звериной. Всадник с копьем, охотящийся на оленя. «От потехи всегда казнь бывает» (После веселья бывает печаль, после смеха – печаль, за удовольствием следует скука). Соответствует эмблемате № 478.



Изразец печной со сценой охоты «Гонит и ловит ловчий». Первая треть XVIII века.



Изразцы печные. Вторая треть XVIII века. Собрание музея «Новый Иерусалим».





Флегнер Ян. Изразец с изображением неизвестного святого (Христа?). 1-я треть XVIII века. Из собрания музея «Новый Иерусалим».

Изразцы для облицовки престола в приделе Михаила Архангела и прочих сил Небесных в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря.



Флегнер Ян. Изразец с изображением Богородицы. 1-я треть XVIII века. Из собрания музея «Новый Иерусалим».



Флегнер Ян. Изразец с изображением Воскресения Христа. 1-я треть XVIII века. Из собрания музея «Новый Иерусалим».



Флегнер Ян. Ещё один изразец с изображением Воскресения Христа. 1-я треть XVIII века. Из собрания музея «Новый Иерусалим».



Флегнер Ян. Изразец с изображением Рождества Христова. 1-я треть XVIII века. Из собрания музея «Новый Иерусалим».



Флегнер Ян. Изразец с изображением Апостола Петра. 1-я треть XVIII века. Из собрания музея «Новый Иерусалим».



Флегнер Ян. Изразец с изображением Иоанна Богослова. 1-я треть XVIII века. Из собрания музея «Новый Иерусалим».



Изразцы печные рельефные с прилепами с бытовыми и батальными сюжетами. Конец XVII века. Собрание музея «Новый Иерусалим».







Изразцы печные, - вторая половина XVIII века, - из собрания музея-заповедника «Абрамцево».







Изразцы печные, - Москва, 1756 год, - из собрания МГОМЗ.













Изразцы. Абрамцевская гончарная мастерская. Собрание музея-заповедника «Абрамцево».















































Цапирович Давид Миронович, - конец 1920-х - начало 1930-х годов. Из собрания МГОМЗ.













Плитка расписная, - Цапирович Давид Миронович, - Москва, 1927 год. Собрание МГОМЗ.



Плитка расписная, - 1927 год. Собрание МГОМЗ.



Плитка облицовочная, - 1949 год. Собрание МГОМЗ.







Панно рельефное полихромное, - Москва, 1930-е годы. Собрание МГОМЗ.



Изразец печной, - середина 20-го века. Из собрания музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим».
Tags: #изразцы, изразцы, инженерия, керамическая плитка, московская область, музей, не москва, сергиев посад
Subscribe

Posts from This Journal “изразцы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments