Покажите мне Москву, москвичи. (leonovvaleri) wrote,
Покажите мне Москву, москвичи.
leonovvaleri

Categories:

Преображение Господне

Шестое августа по-старому, Преображение Господне, - Борис Пастернак «Август».



Икона «Преображение Господне», - 1405 год, - из праздничного чина Успенского собора Симонова монастыря. Размер 80,5х61 сантиметров. Музей Рублева.

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет, - от Матфея святое благовествование глава 17 стих 1-2.

И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; - от Луки святое благовествование глава 9 стих 29-30.

Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом, - от Марка святое благовествование глава 9 стих 3-4.

Празднуется Преображение Господне православной церковью 6 (19) августа. В Православной церкви Преображение Господне входит в число двунадесятых праздников.

В народной традиции Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом. Народное название праздник приобрёл по причине того, что в этот день освящаются яблоки, после чего их разрешалось употреблять в пищу.



Ликбез от православного журнала «Фома».

Пророки Моисей и Илия - главные пророки Ветхого Завета. Моисей умер, не достигнув земли обетованной, Илия был взят на небо живым. Их явление, пишет Златоуст, означало, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

Скалы на иконе - символ духовного восхождения верующего к Богу, а также образ крепкой, как камень, веры.

Апостолы, ослепленные светом, лежат на земле. Иаков и Иоанн закрывают рукой лицо, не смея взирать на Преображенного Спасителя, и только Петр смотрит на Христа, готовясь произнести слова: «Наставник! хорошо нам здесь быть».

Мандорла - круг света вокруг Христа, символ Божественной славы и величия. Мандорла в переводе с итальянского означает - «миндалина».

Фаворский свет - свет Божественной славы, которым просияло лицо Христа во время Преображения.

Лучи света, исходящие от фигуры Христа - образ света Преображения: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк 9:3).



Икона «Преображение Господне» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, 1425 год - скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».



Икона «Преображение Господне» из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, около 1497 года, - скан  собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».



Икона «Преображение Господне», - вторая половина XV века, Москва, - из собрания музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.



Преображение из праздничного чина иконостаса. Конец 1530-х начало 1540-х годов, - Псков. Происходит из Покровского храма погоста Знахлицы близ Пскова. Икона сфотографирована в Музее русской иконы.



Преображение, - 1680-е годы, - Оружейная Палата, Москва. Икона сфотографирована в Музее русской иконы.



Первая половина XVI века. Из Покровской церквы (1743 год) села Лядины Каргопольского района Архангельской области. Икона «Преображение» сфотографирована на выставке «Иконы Каргополья. Возрождение» в галерее Церетели на Пречистенке.



Преображение. Середина XVI века. Фотография иконы сделана на выставке «Русский Север» в Государственном историческом музее.



Преображение, - XVI век, - Нижний Новгород. Нижегородский государственный художественный музей.



Икона «Преображение». Московская школа. Вторая половина XVI века. Государственный Эрмитаж, - не представлено в постоянной экспозиции.



Икона «Преображение». Новгородская школа. Время создания: XVI век. Размеры: 78x61 сантиметров. Государственный Эрмитаж, - не представлено в постоянной экспозиции.



Преображение, - последняя треть XVI века, Русский Север. Музей русской иконы, - ранее галерея Ричарда Темпла в Лондоне.



Последняя треть XVI - начало XVII века. Север (?). Дерево, темпера; размер 53х45 см. Из собрания Музея имени Андрея Рублёва.

Преображение Господне - один из двунадесятых праздников. Это событие описано у всех четырех евангелистов. Христос, взяв с собой троих учеников - Петра, Иакова и Иоанна, - поднялся на гору Фавор, где преобразился: его лицо просияло, одежды стали белыми. Рядом с Христом ученики увидели пророков Моисея и Илию, и с небес раздался глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». Испугавшись, апостолы пали ниц и, когда поднялись, уже не видели больше никого, кроме Иисуса, который запретил им рассказывать о случившимся до момента, пока «Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».

Иконография Преображения в основных чертах сложилась в VI веке. Вверху в центре изображается Иисус в сиянии славы и белых одеждах. Рядом с ним стоят пророки Илия и Моисей. Ниже - трое апостолов, падающих или поднимающихся.

Икона из собрания Музея Рублёва воспроизводит сложившуюся в древности композицию, лишенную дополнительных деталей. Пропорции фигур, отсутствие нимбов у апостолов восходят к образцам XV столетия. Икона некогда входила в праздничный ряд иконостаса, из которого в собрании музее хранится еще восемь икон. В XIX веке все они были поновлены: фрагменты первоначальных досок с авторской живописью врезаны в новую деревянную основу.



Преображение, Сошествие Святого Духа на апостолов, - начало XVII века, Греция. Музей русской иконы, - ранее Ikonen Gallerie Dritsoulas Германия.



Икона «Преображение Господне», - 1732 год, Палех, - Тверская областная картинная галерея.



Преображение Господне со святыми на полях. Вторая половина XVIII века. Невьянск. Музей «Невьянская икона». Выставка «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы» в Музее русской иконы.



Преображение с образом Богоматери Печерской и избранными святыми. Конец XVIII века - около 1800 года. Ярославль. Оклад 1800 год. Москва. Икона сфотографирована в Музее русской иконы.



Икона «Преображение Господне», - конец XVIII - начало XIX века, Ярославль, - из собрания музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.



Преображение, - конец XVIII - начало XIX века. Икона сфотографирована в экспозиции художественных коллекций музея-заповедника «Дмитровский кремль».



Преображение. Третья четверть XVIII века. Великий Устюг. Ранее икона находилась в собрании Самсонова В.С. (Санкт-Петербург). Икона сфотографирована в Музее русской иконы.



Преображение Господне. Конец XVIII– начало XIX века. Палех.

Выставка «Предивное художество». Иконы из собрания Григория Лепса. Исторический музей.



Икрна «Преображение Господне». Старообрядческий мастер. Поволжье. Начало XIX века. Фотография иконы «Преображение Господне» сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в постоянной экспозиции «Русское искусство».



Выставка «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы» в Музее русской иконы.



«Преображение Господне» из коллекции Государственного Эрмитажа, - XIX век, размер 31,3х26,8х2,5 сантиметров, - не представлено в постоянной экспозиции.



Преображение. Последняя четверть XIX века. Мстера. Икона сфотографирована в Музее русской иконы.



Преображение. XIX век. Ферапонтов монастырь. Из фондов Вологодского и Кирилло-Белозерского музеев-заповедников. Фотография сделана на выставка «Икона русского Севера XVI–XIX веков».



Икона «Преображение Господне» из «Альбома изображений святых икон» 1894 года.
Tags: двунадесятые праздники, иконы, музей, праздники в честь иисуса христа, христианская символика
Subscribe

Posts from This Journal “иконы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments