
Икона «Богоявление». Россия, Начало XIV века. Псковская школа. Размеры: 90x67,5 сантиметров. Государственный Эрмитаж, - не представлено в постоянной экспозиции.
«Богоявление» и «Крещение Господне» в православии два названия одного и того же праздника. Крещение Господне отмечается в православии 6 января (19 января).
Рассказ о крещении Иисуса Христа приводится у всех четырех евангелистов.
Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, - от Матфея святое благовествование глава 3 стихи 13-17.
И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, - от Марка святое благовествование глава 1 стихи 9-11.
Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, - от Луки святое благовествование глава 3 стихи 21-23.
И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий, - от Иоанна святое благовествование глава 1 стихи 32-34.

Андрей Рублёв. «Крещение Христа». Благовещенский собор Московского Кремля.

Икона «Богоявление» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, - около 1425 года, - мастерская Андрея Рублева, - скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».

Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, - около 1497 года, - скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».

Богоявление. Вологда(?) Первая половина XVII века. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в постоянной экспозиции «Русское искусство».

Икона «Богоявление», - последняя четверть XVII века, Москва. Оружейная палата. Дерево, темпера; 31,4 х 28,2 см. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
Традиционно в центре композиции изображается обнаженный Христос, стоящий в водах Иордана. Слева от него, на скалистом берегу - Иоанн Креститель в «одеждах из верблюжьего волоса». На обоих берегах реки стоят ангелы, держащие в руках одежды Христа. С небес на Иисуса нисходит Святой Дух в виде голубя.
Композиция иконы из собрания Музея имени Андрея Рублёва отличается любопытными особенностями: автор ввел в нее ангельский небесный сонм, плотно заполняющий верхние углы изображения.

Москва, - мастерские Оружейной палаты Московского Кремля, - конец XVII века. Икона сфотографирована на выставке «Сокровища русского искусства. XVII век» во Дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском.

Последняя треть XVII века. Из церкви Богоявления (1787 год) село Ошевенское Каргопольского района Архангельской области. Икона «Богоявление» сфотографирована на выставке «Иконы Каргополья. Возрождение» в галерее Церетели на Пречистенке.

Вторая половина XVII века. Из церкви Богоявления село Ошевенское Каргопольского района Архангельской области. Икона «Богоявление» сфотографирована на выставке «Иконы Каргополья. Возрождение» в галерее Церетели на Пречистенке.
В нижней части иконы в центре изображен Иисус Христос в водах реки Иордан. Слева от него пророк Иоанн Предтеча, склонившийся к Христу, справа - три ангела. В левом нижнем углу основная композиция дополнена изображением дерева, рассеченного топором, - оно является символом, напоминающим об усекновении головы Иоанна Предтечи.
В верхней части иконы, в центре, в облачном сегменте, поясное изображение Бога Отца с державой (символом владычества над землей) в левой руке и благославляющей правой. Сверху от облака к Христу идут три луча с изображением символа Святого Духа - голубя в звезчатой славе.
На боковых полях иконы представлены двое святых в рост: слева - неизвестный святитель, справа - митрополит Алексий. Скорее всего , изображены святые покровители заказчиков данной иконы.

Богоявление. Последняя треть XVII века. Псков. Музей русской иконы.

Богоявление. Русский Север. Конец XVII века. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в постоянной экспозиции «Русское искусство».

Фреска «Богоявление», - первая треть XVIII века, из Благовещенской церкви в Юрьевце-Повольском Ивановской области. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.

Богоявление. Вторая половина XVIII века. Невьянск. Музей «Невьянская икона». Выставка «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы» в Музее русской иконы.

Богоявление. Русский Север. Вторая половина XVIII века. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в постоянной экспозиции «Русское искусство».

Богоявление. Верхнее Поволжье. Последняя четверть XVIII века. Фотография сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в постоянной экспозиции «Русское искусство».

Богоявление. Последняя треть XVIII века. Пошехонье. Музей русской иконы.

Богоявление. Первая половина XIX века. Егорьевский историко-художественный музей.

Крещение. XIX век. Церковь Ильи Пророка Цыпинского погоста. Из фондов Вологодского и Кирилло-Белозерского музеев-заповедников. Фотография сделана на выставка «Икона русского Севера XVI–XIX веков».

Икона «Крещение Господне» из «Альбома изображений святых икон 1894 года».