«Рождество Богоматери», - середина XIV века, - 115х78 сантиметров. Государственная Третьяковская галерея, - Москва.
Эта же икона «Рождество Богородицы» из книги, - «Выставка древне-русского искусства, устроенная в 1913 году», - там её описание более полно и интересно.
Изображение этого священного события своеобразно по переводу. В середине, на ложе, покрытом желтоватого тона пологом, полулежит праведная Анна в красном мафории и синей тунике. За прав. Анной стоить прав. Иоаким в светло-коричневом гиматии и синем хитоне. Внизу изображена Богородица, в виде спеленатого младенца, сидящей в белой ризке на коленях служанки. Далее другие служанки с сосудами воды и другими предметами обихода. Все изображаемое событие происходить под открытыми небом, среди палат греческого типа. Икона писана в пределах России и может быть отнесена к XIII веку. Как в архитектурном стафаже, так и в костюмах персонажей чувствуется классическое влияние, переданное Византией. Икона написана широкими мазками, что замечается в стенной фресковой росписи XII-XIII века. Вверху иконы киноварная надпись:
Размер иконы: 25х17 вв. Доска липовая, с одной выемкой и двумя накладными шпонками, прибитыми деревянными гвоздями. Из собрания С.П. Рябушинского, Москва.
Рождество Богородицы - двунадесятый праздник, отмечается православной церковью 8 сентября по старому стилю или 21 сентября по новому стилю. Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной каждый год.
Новый Завет почти ничего не рассказывает нам о жизни Пресвятой Богородицы. Все, что мы знаем о событиях Ее рождения и успения, основано на «Протоевангелии Иакова» - апокрифе, книге, не вошедшей в состав Библии, но воспринимаемой Церковью как часть Священного Предания.
Пресвятая Богородица родилась в годы правления Ирода Великого в пригороде Иерусалима. Ее родители Иоаким и Анна - происходили из рода царя Давида, были людьми уважаемыми, но не слишком богатыми. По всем меркам Иоаким и Анна были счастливыми супругами, им можно было бы позавидовать в хорошем смысле, если бы не одно обстоятельство: прожив пятьдесят лет в браке, они так и не смогли родить ребенка.
Возможно, в начале семейной жизни отсутствие детей не сильно тяготило их: пока ты молод, то не особо задумываешься о таких вещах. Однако на пике зрелости, когда у окружающих сверстников начали появляться внуки, Иоаким и Анна стали все сильнее и сильнее просить Всевышнего ниспослать им дитя. Каждый день супруги ожидали чуда, но оно не спешило совершаться. Супруги даже пообещали своего первенца отдать на служение в храм, но Бог словно не слышал их. И однажды, после очередной молитвы, Иоаким и Анна смирились. Пожилые люди с благодарностью приняли свой крест, прося теперь лишь одного - чтобы их оставшаяся жизнь была еще более благочестивой, чем ранее. Добродетельных супругов начали уважать еще больше, но находились и злые языки. Поползли слухи, что Иоаким и Анна прокляты Богом, что с ними нельзя общаться, а добрые дела, творимые ими, приносят людям горе. Дошло до того, что, когда Иоаким однажды принес в Иерусалимский храм положенную жертву, священник прогнал его, заявив, что не будет принимать ее от недостойного человека. Такое отношение некоторых людей покажется странным, но оно вполне логично и объясняется не только злыми нравами некоторых иудеев, но и одной особенностью ветхозаветного религиозного мышления.
Еще в самом начале человеческой истории Бог дал нашим падшим прародителям Адаму и Еве обетование, что в положенное время среди их потомков родится Избавитель и Спаситель. Это пророчество было сказано в виде обращения к дьяволу-обольстителю, которого Господь проклял буквально следующими словами: Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт 3:15).
Уже праматерь Ева отнесла высказывания о жене и ее семени к себе и посчитала, что именно она родит будущего победителя зла. Но вышло иначе: ее старший сын Каин стал не спасителем, а первым убийцей, лишившим жизни своего брата Авеля. Немногим лучше оказались и более отдаленные потомки Адама: они отошли от Бога. И лишь небольшая часть людей продолжала, как умела, почитать Единого Бога и хранить память о былых временах, когда рай еще не был закрыт для человека.
Эти же верные Господу поколения веками передавали и Божье обетование о семени жены, которое победит древнего змея-сатану. Каждая благочестивая девушка понимала, что именно она может стать этой женой, а каждый мужчина в глубине души надеялся быть причастным этому чуду. Поэтому среди избранного народа брак и продолжение рода считались делом чести, а наличие детей расценивалось как благословение Божье. И наоборот - если супруги не имели потомства, то подвергались всяческому поношению, ибо считалось, что такие пары лишены милости Всевышнего за какие-то страшные грехи.
Иоаким и Анна несли крест бездетности всю свою супружескую жизнь. Они даже и представить не могли, что именно от их союза произойдет та самая жена, чье семя упоминается в эдемском обетовании. Однажды им по очереди явился ангел и возвестил радостную весть: они станут родителями. И точно так же, как много лет назад пожилая чета смиренно приняла жребий своей бездетности, с таким же смирением приняли старики и ту радость, которая выпала на их долю. Иоаким и Анна не стали спорить с ангелом, не стали благочестиво отнекиваться, ссылаясь на почтенный возраст и невозможность иметь детей.
В назначенный срок немолодая уже женщина стала матерью здоровой малышки, которую назвали Мария. Старики были счастливы и благодарили Бога за ниспосланный им дар. Через три года Марию привели в Иерусалимский храм.
Во время обряда посвящения произошло чудо: стоило лишь поставить Марию у лестницы, ведущей к верхней части храмового двора, она сама, без чьей-либо помощи, преодолела пятнадцать огромных ступеней, по которым с трудом карабкались многие взрослые. Видя происходящее и прозревая будущую судьбу Девочки, первосвященник принял Ее, благословил и совершил ранее невиданное: он повел Марию во внутренние помещения Храма - туда, где могли находиться лишь священники.
В этот момент все присутствующие осознали, что дочь Иоакима и Анны достойна войти в святилище и Ей предстоит совершить нечто очень важное.
Православный журнал «Фома», - краткий ликбез по иконографии сюжета «Рождество Богоматери».
Словарная статья «Житие Богородицы» на сайте церковно-научного центра «Православная Энциклопедия».
Характерной чертой написания образа Пречистой Богородицы является изображение Ее с нимбом (хотя на иконе Она еще младенец). Здесь нимб символизирует ту степень святости и богоугодной жизни, которую Матерь Божия сохранила от Своего Рождества и до Успения.
Иконография праздника Рождества Пресвятой Богородицы относится к многосюжетному типу — это значит, что на иконе изображено сразу несколько сюжетов, посвященных одному событию.
Примерно с ХV века на иконах Рождества Пресвятой Богородицы появляется еще один сюжет: это изображение отца Марии — праведного Иоакима. Он изображается либо один, либо (что гораздо чаще) со всей своей семьей — праведной Анной и младенцем Марией.
По иконописной традиции вокруг праведной Анны изображают от двух до шести женщин — это служанки, помогавшие при родах и в первое время после рождения ребенка.
Центральным на иконах, посвященных Рождеству Пресвятой Богородицы, является изображение полулежащей на ложе праведной Анны — матери Пречистой Богородицы. Здесь красный цвет — символ праздника, каковым впоследствии для христиан и стало это знаменательное событие.
В нижней части иконы, как правило, изображается сцена купания младенца Марии. В этой сцене Марию купает либо одна Ее мать — праведная Анна, либо ей в этом помогает одна из служанок.
«Рождество Богоматери» с избранными святыми, - конец XIV - начало XV века. Государственная Третьяковская галерея, - Москва. Скан из книги «Праздничный чин русского иконостаса», - 2012 года издания.
«Рождество Богоматери» с избранными святыми, - первая половина XV века, - 80х61,5 сантиметров. Музей-квартира художника П.Д.Корина, - Москва. Скан из книги «Праздничный чин русского иконостаса», - 2012 года издания.
Рождество Пресвятой Богородицы древнего перевода, где изображена праведная Анна сидящая на ложе; далее две служанки. Ниже другие две служанки, - одна сидящая с Младенцем, другая льет в сосуд воду. На иконе изображен также момент умиления Иоакима и Анны. Все изображение дополняет архитектурный стафаж. Свет иконы золотой. Икона Новгородских писем, конца XV века. Размер иконы: 11х8 вв. Доска липовая, с одной выемкой и двумя шпонками. Из собрания Д. И. Силина. Москва. Из книги, - «Выставка древне-русского искусства, устроенная в 1913 году».
Икона «Рождество Богородицы» из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, около 1497 года, - скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».
«Рождество Богоматери», - начало XVI века, - 61х52,7 сантиметров. Государственный русский музей, - СПб. Скан из книги «Праздничный чин русского иконостаса», - 2012 года издания.
«Рождество Богоматери», - первая половина XVI века, - Новгород. ГТГ.
Рождество богоматери, - вторая четверть XVI века, - среднерусские земли. Эрмитаж.
Икона «Рождество Богородицы» с акафистом в клеймах, - новгородский север, - 1560-е годы, - из собрания Константина Воронина.
Икона «Рождество Богородицы», - конец XVI века, - Псков. Дерево, темпера; 34,5х27 см. Из собрания Музея имени Андрея Рублёва.
«Рождество Богородицы», - последняя треть XVI века. Выставка «Икона XII века «Богоматерь Боголюбская». Новое обретение» в Музейном центре «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
«Рождество Богородицы», - конец XVI века, - Новгород. Музей русской иконы.
«Рождество Богоматери», - начало XVII века, - из церкви Рождества Богородицы Симонова монастыря. Выставка «Лето Господне. Праздники. Рождество Пресвятой Богородицы».
Особенностью этой иконы является изображение белых птиц у фонтана, оно восходит к плачу праведной Анны, в котором она сравнивает себя с птицами.
«Рождество Богоматери», - первая половина XVII века, - 107х78 сантиметров. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Скан из книги «Праздничный чин русского иконостаса», - 2012 года издания.
«Рождество Богоматери», - конец XVII века, - Москва, - из церкви Тихвинской иконы Божьей Матери Тихвинской старообрядческой общины у Даниловской заставы. Выставка «Лето Господне. Праздники. Рождество Пресвятой Богородицы».
«Рождество Богородицы», - последняя четверть XVII века, - Псков. Выставка «Лето господне».
«Рождество Богородицы», - XVII век. Выставка «Царица Небесная» в Рязанском художественном музее имени И.П. Пожалостина.
«Рождество Богородицы», - XVII век. Происхождение неизвестно. Выставка «Светлому образу Твоему поклоняемся» в Переславль-Залесском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
«Рождество Богородицы», - XVII век, - Москва, - из Никольского единоверческого монастыря. Выставка «Лето Господне. Праздники. Рождество Пресвятой Богородицы».
«Рождество Богоматери», - конец XVII века, - Москва, - Оружейная палата Московского Кремля. Выставка «Лето Господне. Праздники. Рождество Пресвятой Богородицы».
Икона «Рождество Богородицы», - Россия, Москва, около 1698-1699 года. Художник круга Кирилла Уланова. Музеи Московского Кремля.
Рождество Богородицы, - первая половина XVIII века, - Центральная Россия. Выставка «Лето господне».
Икона «Рождество Богородицы», - 1799 год. Невьянск. Музей «Невьянская икона». Выставка «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы» в Музее русской иконы.
Икона «Рождество Богородицы» со святыми на полях, - первая треть XIX века. Невьянск. Музей «Невьянская икона». Выставка «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы» в Музее русской иконы.
Икона «Рождество Богородицы» и «Введение Богородицы во Храм», - первая треть XIX века. Невьянск. Музей «Невьянская икона». Выставка «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы» в Музее русской иконы.
Икона «Рождество Богородицы» со сценами жития, - XIX век. Невьянск. Музей «Невьянская икона». Выставка «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы» в Музее русской иконы.
Икона «Рождество Богородицы» с мучениками Андрианом и Наталией, - 1801 год, Москва. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
Фреска «Рождество Богородицы», - первая треть XVIII века, из Благовещенской церкви в Юрьевце-Повольском Ивановской области. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
«Рождество Богородицы», - конец XIX - начало XX века, Мстера. Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
Икона «Рождество Богородицы» из «Альбома изображений святых икон 1894 года».