Покажите мне Москву, москвичи. (leonovvaleri) wrote,
Покажите мне Москву, москвичи.
leonovvaleri

Categories:

Образ пресвятой Богородицы «Знамение»



Богоматерь «Знамение», - до 1169 года. Русская иконопись. Альбом икон XIV-XVI вв.



В основе данной иконографии лежат два текста из Священного Писания. Первый — это пророчество Исайи из Ветхого Завета: «Итак, сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил» (Ис. 7, 14). Второй текст — отрывок из Нового Завета, слова архангела Гавриила Пресвятой Богородице в Благовещении: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим» (Лк. 1, 35). Данные тексты говорят нам о тайне Боговоплощения.

На иконах типа «Знамение» («Оранта») Матерь Божия изображается в позе молящейся женщины (по-гречески — «оранта») с воздетыми к небу руками. Примерно на уровне груди у Матери Божией изображается медальон (сфера) с фигурой Богомладенца Христа — Спаса Эммануила. Здесь Младенец Христос изображен находящимся в лоне Пресвятой Богородицы. Можно даже сказать, что фигуры Богоматери и Христа соединены, что символизирует собой тайну рождения Бога во плоти от земной женщины.

Ладони Божией Матери раскрыты. Две раскрытые ладони, - этот жест толкуют двумя способами,  первое, - знак принятия благодати, второе, - молитвенное обращение к Богу, - жест Оранта, - один из древнейших жестов, означающий молитву.

На ряде икон этого типа Богомладенец изображен с благословляющим жестом, на других — одной рукой благословляет, а в другой держит свиток — символ новозаветного учения, Благой Вести.

Одеяние Матери Божией здесь традиционное — красный мафорий (длинное верхнее покрывало) и нижние одежды.

Часто на иконах тира «Знамение» с двух сторон от Богородицы с Младенцем Христом изображаются Небесные Силы — архангелы, херувимы или серафимы. Все они являются служителями Господа и Его Пречистой Матери.

Стоит также отметить, что изображение Богородицы может быть разное — иногда оно оплечное, иногда по грудь, а иногда бывает даже в полный рост, - «Ярославская Оранта», «Великая Панагия».

Отметим также, что иногда тип иконографии «Знамение» именуют еще «Воплощение», что, по сути, является одним и тем же иконографическим стилем.

Образ пресвятой Богородицы «Знамение» на сайте «Православная Энциклопедия».

Известные иконы: «Абалацкая», «Аблазинская», «Невеста Неневестная», «Знамение» новгородская, «Знамение» Царскосельская, «Знамение» Корчемная, «Знамение» Верхнетагильская, «Знамение» Павловская, «Курская Коренная», «Нерушимая стена», «Неупиваемая чаша», «Премудрость созда Себе дом», «Ярославская «Оранта», «Великая Панагия», «Серафимо-Понетаевская», «Живоносный источник».

Тип иконографии «Знамение».



Образ пресвятой Богородицы «Знамение» в технике энкаустики, когда краска замешивалась на разогретом воске, - XIV век. Экспозиция музея Московской духовной академии «Церковно-археологического кабинета» в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.



Богоматерь «Знамение», - вторая половина XV века, - Тверь. Третьяковка.



Богоматерь «Знамение» с серафимами. Вторая половина XV в. Русская иконопись. Альбом икон XIV-XVI вв.

Изображение Пресвятой Богородицы на Свенской иконе принадлежит к одному из многочисленных типов Богоматери с младенцем на троне. Его характерной иконографической чертой является жест младенца, благословляющего обеими руками, в чем можно видеть связь с вечным архиерейством Иисуса Христа. Богословское содержание восходит к идее заступничества Богоматери, к высшему Покрову, к благословению, посылаемому младенцем предстоящим основателям Киево-Печерской лавры Феодосию и Антонию (в куколе). Название икона получила по месту пребывания. Изображение Богоматери в типе Оранты, то есть молящейся, представленной в полный рост с поднятыми до уровня лица руками, известно с древнехристианских времен. Ее иконография восходит к иконе во Влахернском храме в Константинополе. Великая Панагия значит Всесвятая. Иконографический тип полуфигурного изображения Богоматери с молитвенно воздетыми руками и образом Спаса Эммануила па груди в круглом медальоне, широко известного в византийской традиции, получил название Богоматери Знамение, точнее, Знамения Божией Матери. Этот образ был особенно популярен в новгородских иконах. Выносная запрестольная икона XII в. считалась святыней Новгорода, в новгородских летописях сообщается о ее чудодейственном заступничестве во время битвы новгородцев с суздальцами. В благодарственной молитве Богоматерь Знамение называется всеблагой Заступницей, знамение милости являющей.



Богоматерь «Воплощение», - конец - XV начало XVI века, - Обонежье. Эрмитаж.



Богоматерь «Знамение», - первая треть XVII века, - Поволжье. Из Знаменской церкви в селе Пылеве Весьегонского района. Выставка «Тверская Атлантида».



Богоматерь «Знамение», - 1650-е годы, - Москва. Собрание Игоря Сысолятина. Выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина».



Богоматерь с младенцем на престоле, - вторая четверть - середина XVII века, - Вологда. Из деревни Волосово Устюженского района Вологодской области. Фотография сделана на выставке «Век перемен. Иконы 17 столетия из собрания Константина Воронина» в музее Андрея Рублева.



Икона Богоматери «Знамение» с великомучениками Георгием и Иаковом Перским, преподобным Онуфрием и Макарием Великими, - конец XVII века, - Москва.  Выставка «Драгоценный убор русской иконы XV — начала XX века».



Богоматерь «Знамение», - конец XVII - начало XVIII века, - Москва, - мастер Оружейной палаты. Оклад конец XVII - начало XVIII века.



Икона Богоматерь «Знамение» с изображением битвы новгородцев с суздальцами в 14-ти клеймах, - первая треть XVIII века, - средняя Русь. Выставка «Петр I. Мифы и легенды» в Большом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича.

Средник иконы - список с древней новгородской святыни, образа Богоматери Знамение ХП века. В клеймах иллюстрируется сказание о чудесном спасении Новгорода в 1170 году от нападения  жителей города Суздаля, благодаря заступничеству иконы Богоматери:

1. Жители Северной Двины обращаются за помощью к суздальскому князю Андрею Боголюбскому. 2. Князь посылает своего сына возглавить поход против Новгорода. 3. Князь посылает своих дружинников биться с новгородцами. 4. Осада Новгородского Кремля. 5. Строительство оборонительных сооружений вокруг Новгорода. 6. Новгородский архиепископ Иоанн слышит глас с небес о том, чтобы икону Богоматери Знамение вынесли из церкви и выставили на стены города. 7. Архиепископ созывает собор. 8. Архиепископ молится перед иконой Богоматери. 9. Архиепископ берёт икону с тем, чтобы вынести её из храма. 10. Икону выставляют на городскую стену. 11. Суздальцы пускают в икону стрелы; обливаясь кровавыми слезами, икона отворачивается от осаждавших. 12. Архиепископ снимает с себя облачение и собирает в него слёзы Богоматери; суздальцы ослеплены и начинают сражаться между собой. 13. Битва под стенами города. 14. Новгородцы берут суздальцев в плен. В 13 и 14 клеймах художник изобразил новгородского князя Романа, победителя суздальцев, придав ему черты портретного сходства с императором Петром Первым.



Богоматерь «Знамение», - XVIII век, - Москва. Государственный музей истории религии.



Богоматерь «Знамение», - XVIII век. Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь.



Богоматерь «Знамение», - вторая четверть XVIII века, - Никита Левитов, Новгород. Собрание русских икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного. Фотография сделана на выставке «Небесный Нижний. Святые и святыни Нижегородской земли» в Нижегородском государственном художественном музее.



Богоматерь «Знамение», - XVIII век, - происходит из Покровской церкви Переславля-Залесского. Сфотографировано на выставке «Светлому образу Твоему поклоняемся».



Богоматерь «Знамение» с пророками, - XVIII век, - из Овражной старообрядческой молельни в Коломенском. Выставка «Лето Господне. Праздники. Рождество Пресвятой Богородицы».



Богоматерь «Знамение», - XVIII-XIX век, - происходит из Успенского собора Горицкого монастыря. Сфотографировано на выставке «Светлому образу Твоему поклоняемся».



Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» со сказаниями об иконе, - XIX век. Выставка «Образ Богоматери в русской и европейской живописи XV-XX веков».



Икона Пресвятой Богородицы «Знамение», - конец XIX века - начало XX века, - Гуслица. Выставка икон «Нетленное наследие».



Богоматерь «Знамение», - начало XX века. Выставка «Образ Богоматери в русской и европейской живописи XV-XX веков».
Tags: богоматерь, две раскрытые ладони, жест Оранта, жесты, знамение, иконы, оранта, христианская символика
Subscribe

Posts from This Journal “знамение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments