Покажите мне Москву, москвичи. (leonovvaleri) wrote,
Покажите мне Москву, москвичи.
leonovvaleri

Category:

Образ пресвятой Богородицы «Акафистный»



Известные иконы: «Гора Нерукосечная», «Живоносный Источник», «Неопалимая Купина», «Нечаянная Радость», «О Тебе радуется».

Свое название «Акафистный» (тоже условное) данный тип получил из-за того, что к нему отнесены все иконы, в которых Матерь Божия прославляется тем или иным титулом, эпитетом. Так, одним из примеров «акафистного» типа иконографии может считаться изображение Божией Матери с Богомладенцем на престоле. В иконах такого ряда основной акцент делается на том, чтобы показать Пресвятую Богородицу как Царицу Небесную. Подобное изображение можно увидеть в святой Софии Константинопольской, а в России — на фреске Дионисия в храме Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

При этом стоит заметить, что большая часть икон «акафистного» типа является составными, то есть в их основе все равно может быть один из трех вышеназванных типов («Знамение», «Одигитрия» или «Умиление»), но с наличием дополнительных элементов (пример, икона «Неопалимая Купина» — соединение типа «Одигитрии» с дополнительными изображениями Сил Небесных и других фигур).

Можно отметить, что иконы «акафистного» типа появились не ранее ХVI-ХVII веков, когда непосредственно богословие отошло на задний план, а вперед вышла традиция гимнографической иконы.

Традиционно принято изображать Богородицу в одеждах двух цветов: вишневом мафории (модификация красного цвета), синей тунике и голубом чепце. На мафории, как правило, изображаются три золотые звезды - как знак ее непорочности («непорочно зачала, непорочно родила, непорочно умерла») и кайма как знак ее прославления. Сам плат - мафории - означает Ее Материнство, прикрытый им голубой (синий) цвет платья - Девство. Но изредка мы можем видеть Богоматерь, облаченную в синий мафории. Так Ее иногда изображали в Византии, на Балканах. Так Богоматерь написал Феофан Грек в деисусном чине Благовещенского собора Московского Кремля. По всей видимости, в этих случаях для иконописца важнее подчеркнуть Девство, непорочность Богоматери, выделить аспект Ее чистоты, сосредоточить наше внимание на этой грани образа Девы и Матери.

Православная традиция в исключительных случаях допускает изображение женщин с непокрытой головой. Обычно так пишут Марию Египетскую в знак ее аскетично-покаянного образа жизни, сменившего прежний ее распутный образ жизни. Во всех остальных случаях, будь то образ мучениц, цариц, святых и праведных жен, жен-мироносиц и других многочисленных персонажей, населяющих православный иконный мир, принято изображать женщин с покрытой головой.
Tags: богоматерь, евангелисты, иконы, христианская символика
Subscribe

Posts from This Journal “богоматерь” Tag

  • Богоматерь «Огневидная»

    Богоматерь Огневидная со святыми на полях, - XIX век, - Поволжье. Выставка «Аз Аввакум протопоп тако верую» в Музее русской иконы.…

  • Богоматерь «Толгская»

    Богоматерь «Толгская», - конец XVIII века, - Ярославль. Третьяковская галерея. Иконографический тип «Умиление». Дева…

  • Богоматерь «Петровская»

    Петровская, - 1690 год, - Авксентий Резанцев. Из Покровской церкви села Высокое Боровского уезда. Калужский музей изобразительных искусств.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments