Покажите мне Москву, москвичи. (leonovvaleri) wrote,
Покажите мне Москву, москвичи.
leonovvaleri

Categories:

Старые советские открытки



Вид на Пятницкую. 1976 год. Бумага, акварель.

Сегодня получил конверт из СПб  от military_jane с набором потрясающих старых советских открыток «Пейзажи Москвы» художника Валерия Алфеевского. Елена, - огромное Вам спасибо. Статью М.Холиной с обложки набора открыток «Пейзажи Москвы» про художника-иллюстратора Валерия Сергеевича Алфеевского публикую целиком.

Характер творческого пути Валерия Сергеевича Алфеевского определился во второй половине 1920-х годов. Трудовая, индустриальная тематика увлекала в то время многих советских художников, особенно молодых. С этим связан был и интерес к теме города.

Поэзия беспрестанно меняющейся городской жизни и теперь, через многие десятилетия, увлекает Валерия Алфеевского. Тонкость и острота наблюдения не утрачены, а скорее углублены, их дополняют точность и мастерство рисунка, мягкость и изящество акварели. Таковы его московские пейзажи 1960—1970-х годов.

Одежда людей, форма автомобилей, только что построенные здания — все несет на себе живые и ясные признаки времени, приметы настоящего. Подобный подход к теме по-своему перекликается с почти канонической художественной характеристикой Москвы, которую во второй половине 1930-х гсдов нашел Юрий Пименов.

Творческое воплощение облика столицы — одна из самых распространенных тем в нашей живописи и графике. Художнику чрезвычайно трудно, избежав схематизма и однообразия, создать необычайный и многоликий образ города. Именно это удается Алфеевскому. Наряду с самыми известными, знакомыми каждому зрителю видами столицы он пишет пейзажи камерные, лирические, отмеченные печатью особого, индивидуального художнического выбора. «Вид на Кремль» (1976) или «Москва-река» (1976) сменяются изображением таких неприметных, скромных уголков города, как Второй Волконский переулок или как тихий московский перекресток в акварели «Летняя ночь» (1976).

Несхожи друг с другом не только те фрагменты города, которые выбирает художник для изображения, — разнообразно настроение, окрашивающее каждый пейзаж. Кузнецкий мост в акварели 1975 года необыкновенно оживлен, полон людей и машин. Совсем иным предстает перед зрителем Киевский вокзал. Площадь, которую мы привыкли видеть живой и многолюдной, спокойна, пустынна, даже немного сумрачна. Темный, одинокий, кажущийся странным силуэт вокзала, темный (такого же тона, как здание вокзала) массив деревьев, тишина, молчание на лощади— все здесь создает ощущение едва наступившего рассвета. Особенно привлекающие художника эффекты освещения, свойственные различным временам дня,— это еще одно средство, с помощью которого он добивается многообразия в своих пейзажах. Настроение меняется коренным образом в зависимости от того, в полдень, вечером, ночью или утром изображает художник избранный им ландшафт. Наряду с этой особенностью творчества художника необходимо отметить другую, в какой-то мере противоположную. Пейзажам Алфеевского свойственны целостность и единство манеры. Колористическую основу работы составляет свободное сочетание ярких и приглушенных, затекающих друг на друга красочных пятен. Линейный контур, нанесенный тушью, не фиксирует плоскости цвета, иногда не совпадает с ними. Линии образуют свой узор, живут самостоятельной орнаментальной жизнью.

Эта свобода графического стиля сообщает пейзажам впечатление быстроты и легкости исполнения. Кажется, на едином дыхании, всего за несколько минут созданы такие работы, как «Петровские ворота» (1976), «Вечер» (1975), «Канава» (1975), «На московской улице» (1975), «Вид на Пятницкую» (1976), «Второй Волконский переулок» (1976).

Основную часть творческого процесса составляет созерцание, освоение города «глазом», постижение его духа. Вслед за этим поэтически переосмысленный уголок города изображается быстро, несколькими росчерками, пейзажная композиция ложится на лист бумаги, оставляя у зрителя впечатление особой непосредственности и свежести восприятия художника.

В большинстве своем пейзажи Валерия Алфеевского «населены». Казалось бы, трудно добиться какой-либо индивидуализации при таком небольшом масштабе изображения человека, тем более при изображении толпы. Однако автор достигает психологической окрашенности почти каждого персонажа в своих работах; индивидуализирована или проникнута общим психологическим состоянием и масса людей. Внимание художника к характеристике многочисленных героев графических листов вносит в настроение городского пейзажа дополнительные краски. Торопливость толпы людей, пересекающих улицу, изображенных быстрыми росчерками пера, сообщает пейзажу «На московской улице» (1975) впечатление холодности, неуюта ветреного осеннего дня. Акварели «Вечер» (1975), напротив, присуще спокойное настроение, чувство напряжения городской жизни отсутствует. Люди изображены в свободных позах, движение лишено размеренности и однонаправленности, группы композиционно уравновешены. В пейзаже почти нет диагональных линий, преобладают устойчивые вертикали и горизонтали. Ощущение особого покоя, тишины вечерних или ночных состояний города подчеркивается малолюдностью. Одинокие, остановившиеся или медленно идущие фигурки в акварелях «Вид на Кремль» (1976), «Летняя ночь» (1976), «Петровские ворота» (1976) вносят в настроение этих работ камерную, молчаливую, чуть печальную ноту. Острая наблюдательность, постоянное внимание к жизнй родного города помогают художнику уловить его специфику, понять и воплотить красоту, неповторимое своеобразие каждого уголка Москвы. В то же время Валерий Алфеевский далек от протокольной фиксации открывающейся перед его глазами натуры. Каждый пейзаж опозтизирован, каждый отражает душевное состояние художника, в каждом заключен субъективный элемент авторского отношения к действительности. В целом же творчество Алфеевского создает единый, глубокий и яркий образ нашей столицы.



Кузнецкий мост. 1975 год. Бумага, акварель.



Петровские ворота. 1976 год. Бумага, акварель.



Москва-река. 1976 год. Бумага, акварель.



Второй Волконский переулок. 1976 год. Бумага, акварель.



Летняя ночь. 1976 год. Бумага, акварель.



Вид на Кремль. 1976 год. Бумага, акварель.



Овчинниковская набережная. 1976 год. Бумага, акварель.
Tags: #старыесоветскиеоткрытки, старые советские открытки
Subscribe

Posts from This Journal “старые советские открытки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments