Работа Матвея Генриховича Манизера «Рабочий» на стене Петровского Пассажа Петровка дом 10.
Вот, что пишет Матвей Генрихович в книге «Скульптор о своей работе»: «Летом 1920 года я получил предложение выполнить для постоянной показательной промышленной выставки ВСНХ в Москве рельеф-эмблему выставки и две декоративные фигуры. Рельеф сохранился до сих пор на Петровке, вмурованный в стену бывшего Петровского пассажа».
Одна из фигур, это памятник Марксу в Калуге, созданный Манизером так же в рамках ленинского плана монументальной пропаганды, а про вторую фигуру мне пока ничего не известно.
Барельеф был своеобразной эмблемой выставки и олицетворял ее девиз «Опираясь на народное хозяйство, коммунизм пускает колесо новой жизни в ход». Мне думается, что это название барельефа более уместно, чем просто «Рабочий». Рабочий ведь буквально опирается на «серп и молот», символы единства трудового крестьянства и рабочего класса, да и колесо «новой жизни» присутствует.
Выставка представляла образцы изделий фабрично-заводской промышленности национализированных промышленных предприятий.
Постоянная промышленно-показательная выставка ВСНХ функционировала в Москве с 1918 года по 1928 год.