Category: архитектура

Category was added automatically. Read all entries about "архитектура".

Леонов Валерий

«Всевидящее Око Господне» на церкви Спаса Нерукотворного Образа в Киово



Московская область. Лобня. Фронтон южного фасада церкви Спаса Нерукотворного Образа в Киово. Храм Спаса Нерукотворного Образа в Киево был возведён в 1764-1769 годах на средства графа Ивана Илларионовича Воронцова, - который был активным храмоздателем и храмоустроителем в своих подмосковных вотчинах, - под руководством московского архитектора Карла Ивановича Бланка. Лестничная пристройка и южный придел устроены соответственно в 1892 и 1901 годах. Прежние иконостасы и утварь не сохранились.

В Москве архитектор Карл Иванович Бланк жил на Рождественке во владениях графа Ивана Илларионовича Воронцова и фактически был его домашним архитектором.
Collapse )
Леонов Валерий

Гексаграммы на Новоникольском соборе



Московская область. Можайск. Бородинская улица. Новоникольский собор. Интересно еще вот что, - храм имеет придел иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», - весьма почитаемой братьями.

Единственное, что можно найти по теме символики Новоникольского собора в Можайске, - это книга Владимира Куковенко «Масонская архитектура и масоны Можайска», - где автор говорит следующее, -  на фронтоне храма помещены многочисленные шестиконечные звезды и пирамидки из белого камня, увенчаные шарами. Подобные элементы отделки есть ни что иное, как масонские символы, заимствованные на рубеже XVIII-XIX веков из Западной Европы вместе с учением вольных каменщиков. Определить это достаточно просто - в любой книге по масонству можно найти и рисунки, и подробное объяснение эзотерической сути этих знаков. Значительно труднее ответить на множество вопросов, возникающих вслед за этим, - почему эти символы столь обильно украшают православный храм, и что стоит за этим, - случайность или преднамеренность? Что должны поведать нам эти символы, и какие тайны они скрывают?

Задавшись подобными вопросами, читатель вряд ли найдет на них ответы. За двести лет, что стоит храм, не появилось ни одного исследования по его архитектуре и символике. Имеющаяся литература по краеведению Можайска крайне бедна и своим количеством, и своим содержанием.

Надо признать, что мы практически ничего не знаем о храме. Ни имени его архитектора, - предположительно называют и Казакова, и Бакарева, и некоторых других, - мы не знаем даже точного времени строительства. Не сохранилось ни подлинных чертежей, ни документов по собору...
Леонов Валерий

Кирпичное клеймо «ПС»



Зеркальное кирпичное клеймо «ПС» обнаружено в количестве аж трех штук в стене среди многочисленных клейм «БАИ», что совершенно однозначно говорит о вторичном использовании кирпича с клеймом «ПС». Адрес стенки, - улица Александра Солженицына, - тылы дома 33 строение 3.

Игорь Андреевич Киселев в работе «Датировка кирпичных кладок XVI-XIX веков по визуальным характеристикам» упоминает тычковое безрамочное клеймо «ПС» и датирует его 1750-ми годами.
Collapse )
Леонов Валерий

Оконница слюдяная



Все фотографии сделаны на выставке «Загляни в сокровищницу музея» в выставочных залах Сытного двора музея-заповедника «Коломенское».

Слюдяные оконницы поступили в музей в 1930-е годы из не сохранившегося дворца Петра I в Переславле-Залесском, - конец XVII века.
Collapse )
Леонов Валерий

Новоиерусалимские изразцы

И ваятелю удивляюсь я не столько тогда, когда он делает прекрасную статую из золота, столько тогда, когда он из распадающейся глины, силою искусства, сможет образовать удивительную и невообразимую красоту художественного произведения:  там и вещество несколько помогает художнику, а здесь появляется чистое искусство. Если хочешь знать, какова премудрость Создавшего нас, подумай, что делается из глины: что же другое, кроме кирпича или черепицы? Иоанн Златоуст, - Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу.



Все изразцы сфотографированы в Солодовых палатах Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в постоянной монастырской экспозиции «Рассадник изразцового дела».
Collapse )
Леонов Валерий

Московские изразцы



Панно из четырех изразцов рельефных полихромных «Птица с плодами». Третья четверть XVII века. Размер 56х47х15 сантиметров. Москва.

Все изразцы сфотографированы в постоянной экспозиции Музея древнерусской культуры имени Андрея Рублева.
Collapse )
Леонов Валерий

Вензель «PS»



Вензель «PS» на фронтоне дворца усадьбы «Кусково» принадлежит генералу-аншефу, обер-камергеру Императорского двора при Петре III и Екатерине II, сенатору Пётру Борисовичу Шереметеву.
Collapse )
Леонов Валерий

«Львиные» ворота



Фрагмент «львиных» ворот в экспозиции «Город чудный, город древний» в выставочном зале «Атриум» в музее-заповеднике «Коломенское». «Львиные» ворота украшали в XVII веке Потешный дворец царя Алексея Михайловича в Кремле.

Видимо архитектор Алексей Викторович Щусев отсюда черпал вдохновение для собственных «львиных» ворот на Казанском вокзале.